Все секреты медицины

Все секреты медицины

» » Зрелость личности. Психологическая зрелость. Зрелая личность Личностная и профессиональная зрелость и их критерии

Зрелость личности. Психологическая зрелость. Зрелая личность Личностная и профессиональная зрелость и их критерии

Зрелость личности - социальная и психологическая: в чем разница?

Мне уже задавали вопросы, почему я делаю большие паузы между статьями. В том смысле, что если взялась вести блог, НУЖНО продолжать. В этой статье я решила объяснить почему же я всё таки делаю большие паузы.

Первая причина заключается в том, что я уже давно не живу по принципу «нужно», «должен», «обязан», «делай как все», я живу по принципу «откликается Душа или нет». А вторую причину я сейчас опишу.

Когда я начинала своё развитие 8 лет назад, я и представить не могла, куда меня заведет этот Путь, на который я стала. Я тогда ничего не знала о Душе, мне просто было очень плохо, и я пыталась разобраться, почему мне так плохо.

Но с первых шагов этого Пути я поняла, что меня заносит всё глубже и глубже в духовные темы. И чем дальше и глубже я исследую Жизнь, тем больше осознаю, что всё в нашем физическом мире имеет свои корни и причины именно в Духовном мире.

Другими словами, мы НЕ люди, получающие опыт духовного развития, а мы Духовные существа, получающие опыт физической жизни на Земле. То есть, Я – это Душа, а Душа НЕ ограничена 90 годами жизни. Душа – вечное существо.

Поэтому, в данной статье я хочу объяснить разницу между социальной и психологической зрелостью личности. А также объяснить, как это связано с моим не регулярным ведением блога.

Социальная зрелость личности

Итак, если мы рассматриваем человека как тело, которое рождается, живет 90 лет и умирает, тогда мы можем говорить о социальной зрелости личности.

И рассматривать следующие периоды зрелости человека:

младенец (0-1 год)
ребенок (2-12 лет)
подросток (13-18 лет)
юноша (19-25 лет)
взрослый (26-65 лет)
старик (66-90 лет)

Социальная зрелость - от слова социализация, социум. В социуме зрелость человека рассматривают именно так.

Но поскольку, мы Духовные существа, как я уже сказала, для нас важно понимать, чем отличается зрелость личности социальная от психологической.

Поэтому, оставим социальную зрелость личности для социологов, психологов, ученых, а сами разберемся, что такое психологическая зрелость личности.

Другими словами, психологическая зрелость личности касается уже НЕ социализации, а сути человека. А суть человека – это Душа, а Душа – это вечное существо.

Поэтому, мы НЕ можем ограничить вечное существо 90 годами жизни. Нам важно понимать, что до и после нашей жизни, тоже что-то происходит. И если мы отрезаем себя от Вечности, мы отрезаем себя и от всех важных Законов Мироздания.

Если мы заглянем в жизнь чуть глубже нашего привычного взгляда, где есть только работа, дом, пикники, путешествия, и снова работа, дом, пикники, путешествия, и так далее по кругу, мы увидим бесконечную глубину. Такую же бесконечную, как и сам Дух, который является источником всех наших Душ.

Наши страдания НЕ случайны, друзья! От нас отрезали Истину, огромный кусок Мироздания, заставили бегать как белки в колесе, и жить по принципу социума «нужно», «должен», «обязан», «делай как все». И только попробуй сделать как твоей Душе угодно! Сразу получишь по голове!

Психологическая зрелость личности

Когда мы говорим о психологической зрелости личности, мы уже говорим о психологии, а не о социуме. А психология – это наука о Душе.

Поскольку, Душа – это вечное существо, как я уже повторила несколько раз, мы не можем ограничить Душу 90 годами жизни. Нам нужно расширить своё сознание и подняться чуть выше, чтобы увидеть бОльшую картину.

У Алекса Яновского я услышала отличную метафору на эту тему.

Если смотреть в окно с первого этажа, можно увидеть только ствол дерева, растущего под окном. Если смотреть в окно, с 5-го этажа, можно увидеть крону дерева и улицу. Если смотреть в окно с 10-го этажа, можно увидеть весь район и стадион вдалеке.

Так и я предлагаю вам посмотреть на зрелость личности с 10-го этажа.

Поскольку, весь мир – это фрактал или голограмма, мы можем перенести те же самые периоды развития с отрезка 90 лет на Вечность.

И тогда мы будем рассматривать зрелость личности (Души) в следующих периодах:

младенец (инфантильная личность)
ребенок (адаптация)
подросток (успешная адаптация)
юноша (само исследование)
взрослый (зрелость)
старик (интеграция)
мудрый (полная реализация, как Будда, Христос)

Уровни зрелости личности (Души)

Описание этих уровней опирается на 7 тонких тел человека. Более подробно я описала 7 тонких тел , и там же есть схема, которую можно использовать для лучшего понимания, описанных ниже уровней.

Коротко 7 тонких тел / планов бытия можно описать так:

тело/план №7 - атманическое тело - моя миссия, предназначение, моя судьба
тело/план №6 - будхиальное тело - мои истинные желания, ценности - ЧТО ХОЧУ?
тело/план №5 - каузальное тело - событийные потоки - ЧТО ДЕЛАЮ?
тело/план №4 - ментальное тело (мысли, убеждения) ЧТО ДУМАЮ? ЧТО ПЛАНИРУЮ?
тело/план №3 - эмоциональное тело (астральное) ЧТО ЧУВСТВУЮ?
тело/план №2 - энергетическое тело (эфирное) - ощущение энергии в теле
тело/план №1 - физическое тело - ощущения в теле от 5 органов чувств

Инфантильная личность (младенец) . У такого человека жизнь идет на первых трех тонких уровнях физический, энергетический, и эмоциональный. Позитивная эмоция – это цель его дня, пивка попить, повеселиться. С ним даже сложно поговорить о чем-то, у него ментальный план не включен. Обсудить с таким человеком смысл его жизни, ценности, желания не возможно. У него в голове хаос. Такой человек обязательно попадает в отвержение. Его гонят, потому что он не несет ответственности за свои поступки. У него хорошее настроение, всем хорошо, плохое настроение, всем плохо. И он вынужден адаптироваться, потому что его гонят. Адаптация заключается в том, что он поднимается на следующий уровень – ментальный.

Адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (ребенок) . Он начинает узнавать, что правильно, что не правильно на уровне правил, узнает правила внешнего пространства. Начинает вести себя правильно, его начинают меньше гнать. Но это действия, которые он организовывает снизу, из правил. А их нужно организовывать сверху, из собственных желаний и чувств. Не чувствуешь, не делай. А он не чувствующее еще существо на ментальном плане. Он чувствует если его ущипнуть, но я про другие чувства говорю. Дальше он адаптируется более комфортно и переходит на уровень успешной адаптации. То есть у него событийный план начинает налаживаться.

Успешная адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (подросток) . Это люди, которые в социуме налаживают связи, получают специальность, доход. В общем, человек просто хорошо устроился. Событийный поток (каузеальный план) у него налажен, но он налажен опять снизу. А должен быть сверху. Поэтому когда ты с ним пытаешься поговорить, ты видишь, у него словно ничего за душой нет. Он всё время говорит, что правильно, что не правильно. Все друг другу враги. Ни на кого надеяться нельзя. Пахать надо, зарабатывать. Я вот как крут. И начинает рассказывать свои успехи в адаптации. А по душам поговорить нельзя. Потому что чувства не осознаны у него. Дальше происходит стадия само исследования, это переход во внутреннее пространство. До этого было осваивание внешнего пространства.

Переход из внешнего пространства во внутреннее пространство

Само исследование – взрослый человек, который ведет себя как (юноша) . Человек начинает думать: ребята, мы вообще не теми вещами живем. Мы все части Бога, мы все браться, сестры. И жить надо в любви, равенстве, искренности и согласии. Человек прыгает сразу в идеалы атманического плана. И соответственно он тут не адекватен. Поскольку, жить отсюда он не может. Происходит разрыв между событийным планом (каузеальным) и атманическим.

Это люди, восторженно идущие во внутренний мир, занимающиеся саморазвитием . Но, как правило, здесь на этой стадии это хаос. Человек будет пробовать всё. У него здесь нет Пути. Он не становится, например йогом и пошел. Он бегает и на астрологию, и на йогу, и куда угодно. Чакры чистим, и в Буддийские традиции посвящение получим, и Каббалу не мешает изучить. То есть, здесь всё вызывает восторг, поскольку оно внутреннее, и оно имеет огромную силу. Там огромная сила лежит. То есть человек говорит: сюда, сюда всем надо. Но как сюда попасть он не знает. Рано или поздно он понимает, что хватит ля-ля, надо что-то делать. То есть, хочешь йогой заниматься, давай заниматься, если ты так хвалишь йогу. И тут он переходит на стадию зрелости. Он становится на какой-то Путь.

Зрелость (взрослый) . Стадия зрелости – это выяснение собственного отношения ко всему, что есть в этом мире. Человек должен найти своё отношение, а не книжное. То есть человек должен начать всё чувствовать. И вот именно на этой стадии человек начинает разборки с тем, что мешает ему чувствовать. И это разборки очень серьезные. У него может радикально меняться жизнь, профессия, семья, может быть развод, что угодно. Потому что он больше врать не может. Всё, лицемерие больше не допускается, так как оно искажает пространство человека.

Поэтому он будет убирать все источники лицемерия. Менять пространство. И, по сути, он будет выходить в своё пространство. У него должно быть своё любимое занятие, любимые люди, любимое место и т.д. Всё не моё человек должен убрать. То есть, на стадии само исследования человек прыгнул на атманический план. На стадии зрелости он спускается на будхиальный план. И начинает изучать свои ценности, что для меня реально важно, а что не важно. Так возникает целостность. Не важно, НЕ делай, важно, иди, делай.

Интеграция (старец) . Это стадия, когда человек созрел, когда он осознал свои ценности, у него происходит интеграция. У него будхиальный план полностью состыкован с событийным планом (каузеальным). Он делает только то, что хочет и реализует своё Предназначение.

Полная реализация (мудрый) . Это духовный путь. Человек как личность созрел. И всё, больше ему узнавать про себя нечего. Во внешнем пространстве я себя знаю, во внутреннем пространстве я себя знаю. Что изучать то? Он идет уже к Богу, в уединение.

Важный вывод

Оказалось, что зрелость моей Души на стадии "Само исследования", и переходе на стадию "Зрелости" и "Интеграции". А я много лет пыталась жить на стадии "Успешной адаптации". Но с Душой не поспоришь. Не будешь прислушиваться к Душе, будешь страдать.

Здесь есть одна внешняя ловушка. Люди, которые живут на стадии "Успешной адаптации", внешне могут выглядеть более успешными, чем те, кто живет на стадии "Само исследования" и "Зрелости". Вторые, выглядят внешне менее успешными, так как занимаются само исследованием, а не повышением дохода. Но по уровню зрелости Души, вторые находятся выше.

В моём случае, слава Богу, мне удаётся держаться также на стадии "Успешной адаптации", в основном, благодаря своему любимому мужу. И, конечно же, благодаря моим приложенным усилиям в укреплении наших отношений, что в свою очередь привлекает к нам поток изобилия, который я не могу НЕ отметить. И я также благодарна за это Творцу/Всевышнему/Богу!!!

Источник : Уровни Зрелости Личности (Души) взяты из тренингов и сатсангов Юрия Менячихина (Сидхартхи), просветленного человека, который пережил состояние самадхи (переживание себя Единым Сознанием).

P.S. Если Вам было интересно читать про уровни зрелости Души, возможно, Вам также будет интересно почитать про уровни сознания человека. Уровни сознания человека и уровни зрелости Души, это по сути одна и та же тема, только под другим углом изложенная.

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

А.Г. Портнова (Кемерово)

Аннотация: Анализируются подходы к определению понятия «личностная зрелость». Приведен обзор исследований, посвященных различным аспектам личностной зрелости. Выделены параметры, которыми характеризуется зрелая личность. Предложено определение личностной зрелости в рамках системного подхода. Обозначены пути и перспективы исследования данного феномена в возрастном и дифференциальном аспектах.

Ключевые слова: зрелость, личность, личностная зрелость, развитие, онтогенез, личностный рост.

Процессы и закономерности взросления как этапа онтогенеза не обделены вниманием исследователей. В психологии, педагогике, физиологии и психофизиологии, на стыке этих наук множество работ посвящено как раздельному, так и взаимосвязанному прогнозированию развития индивидуальности. Однако несмотря на повсеместное декларирование гуманистического индивидуального подхода, попытки построения системы детерминации личностных изменений, способной всесторонне описать траекторию индивидуального и личностного развития взрослого человека, встречаются нечасто и характеризуются, как правило, внутренней противоречивостью .

«Сейчас наступает то время, когда научное исследование закономерностей психического развития человека, психологических свойств его личности становится необходимым условием дальнейшего совершенствования всех форм, методов и средств работы с людьми...» .

Самым важным из последствий такого открытия Б.Г. Ананьев считал создание научной основы проектирования личности и ее стратегий, ее формирования.

Успешное формирование гармонически и всесторонне развитой личности возможно лишь при учете закономерностей ее развития .

Исследователи, занимающиеся проблемами психологии развития личности, традиционно пытаются ответить на вопросы, почему развивается и как развивается, т.е. установить причины психического развития и его механизмы. Однако если само развитие - это необратимый, закономерный и направленный процесс, то уместно задать вопросы: «Куда направлен этот процесс? Для чего осуществляется развитие?» .

На наш взгляд, современный подход к анализу развития требует обратиться к таким концепциям, которые позволят получить ответ на вопрос о цели развития, представление о вариативности целей.

Гуманистическое направление считается «психологией эталонов», здесь созданы идеальные образы зрелой, здоровой личности. В отличие от адаптационных теорий личности, многие из которых фокусируются на нарушениях адаптации, оно сконцентрировано на изучении зрелых и творческих людей, на постижении конструктивных, созидательных проявлений человеческой природы.

Объяснение развития с точки зрения этой стратегии возможно при четком понимании итоговой детерминации на каждом возрастном этапе, т.е. при хорошем представлении о состоянии развитой системы на данном этапе, приближение к которому придает значение процессам его достижения.

Однако сосредоточившись лишь на описании характеристик максимально развитых, зрелых личностей, исследователь утратит способность к прогнозированию развития, формирования личности, если не будет учитывать фактический склад личности, оценивать актуальные состояния, в том числе и де-задаптивные, способные стать источником личностного роста, движения к зрелости.

Более традиционной стратегией исследования развития личности является описание исходного психологического статуса индивида, источника или материальной основы всего дальнейшего развития (законов саморегуляции и адаптации первоначальных функциональных структур организма).

Первоначальная и наиболее развитая стадия психического развития, на которой достигается зрелость, составляет основу для анализа промежуточных стадий, форм .

Попытка осуществить интеграцию вышеупомянутых стратегий предпринята в работах Э. Эриксона и Э. Фромма. Рассматривая становление человека как процесс, включающий определенные стадии с характерными для них кризисами, Э. Эриксон показывает, что самой логикой развития личность периодически подводится к выбору между зрелостью, здоровьем и регрессом; личностным ростом, самоопределением и неврозом .

Человек, принимая вызов в ходе каждого психосоциального кризиса, получает шанс к личностному росту и расширению своих возможностей. Успешно разрешив один кризис, он продвигается в своем развитии к следующему. Природа человека требует личностного роста и ответа на вызовы, присущие каждой стадии развития. Э. Эриксон предложил оценивать человека с точки зрения сформированности характеристик зрелой личности и искать истоки организации зрелой личности на предшествующих стадиях жизни .

Таким образом, зрелость личности может быть рассмотрена в контексте психологических эффектов развития как его цель. Эриксон выделяет такие каче-

ства зрелой личности, как индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других; через воспитание передаются нормы общества, ценности, которые определяются конкретными экономико-культурными условиями. Развитие человека представлено как процесс формирования новых качеств, предполагающий наличие актуальных свойств и свойств потенциальных, оказывающих влияние на другие свойства личности. Эти потенциальные качества личности и детерминируют ее восприимчивость к воздействию социальной среды, посредством ряда механизмов определяют степень включения в систему общественных отношений .

В настоящее время актуально научное обоснование оптимума развития различных функций, выявление актуальных и потенциальных возможностей человека, научное прогнозирование развития с точки зрения интегрального подхода.

Интегральный подход в психологии выражается в том, что происходит объединение отдельных фаз развития психических характеристик человека в единый жизненный цикл с учетом данных, получаемых в различных психологических науках, где объектом изучения являются отдельные фазы жизни человека, а также и других наук о человеке социального и биологического циклов, где рассматриваются возрастные аспекты, проблемы генеза и развития .

Зрелость - интегральное качество личности, поэтому оно изучается многими науками: философией, социологией, юриспруденцией, этикой, педагогикой, психологией и др.

Современное состояние проблемы актуализирует междисциплинарный и межотраслевой подходы к анализу зрелости личности. Их реализация позволит, на наш взгляд, комплексно и прицельно осуществлять поиск маркеров, критериев, признаков зрелости личности в целях их последующей практической оценки.

Науки социального и биологического цикла содержат сведения о специфичных для них характеристиках здорового, зрелого, полноценно функционирующего человека (физиология, биология, социология, право, педагогика, философия, этика).

В отраслях психологии представлены отдельные аспекты психологического знания о признаках зрелости личности (дифференциальная психология, социальная психология, психология личности и психология развития).

Акмеология, онтопсихология, культурная антропология, социальная педагогика, новые синтетические дисциплины, образованные на «стыке» наук социального и биологического циклов и отраслей психологии, характеризуются прежде всего конструктивностью и практической направленностью. Интегрируя и обобщая знания о прогрессивном развитии человека, о процессе достижения зрелости, они ока-

зались концептуальными звеньями в системе наук о человеке, человекознании. Именно здесь, по нашему мнению, могут быть обнаружены самые емкие, системные критерии зрелости личности.

Понятие «зрелость» часто используется в науках социального, гуманитарного цикла. «Социальная зрелость личности - понятие, фиксирующее одно из главных достижений процессов обучения и воспитания, осуществляемых семьей, школой, социальным окружением, социумом в целом. Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Зрелая личность - это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать людей и себя» .

«Социальная зрелость, обобщенная характеристика развития личности, подразумевает... превращение личности в полноценный субъект общественной деятельности и достижение определенного минимума развития» .

В.И. Матис дает следующее определение социально зрелой личности: «.это устойчивая система социально значимых черт, включающая профессиональную, мировоззренческую, нравственную зрелость, характеризующих социальный тип личности того или иного общества или общности» .

Недостаточная зрелость психического развития на этапе формирования самосознания и рефлексии не может послужить, по мнению Г.С. Сухобской, надежной основой для развития социально зрелого поведения личности .

Зрелость психического развития человека как основа его социальной зрелости оценивается через социальное проявление. Зрелость психического развития создает лишь возможность для самоосуществле-ния человека как члена социума и индивидуальности. Эта возможность реализуется при оценке поведения человека сквозь призму социальных ценностей. С понятием социальной зрелости следует связывать внутреннюю установку личности только на ценности, имеющие позитивную направленность по отношению к развитию человечества, его культуры и цивилизации, на гуманистические ценности .

Новая интерпретация понятия «зрелость» дается в акмеологии. В нем фиксируется понимание такого этапа развития человека, когда он достигает вершин развития способностей, таланта, творчества (Б.Г. Ананьев, A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова и др.).

В социально-психологических и общепсихологических исследованиях понятие «зрелость» трактуется по-разному; большое количество исследований, как научных, так и практических, посвящено рассмотре-

нию этого понятия, что обусловлено современной социальной ситуацией развития человека. Современное общество предъявляет личности особые требования, среди которых важное место занимает личностная зрелость. Обществу нужны граждане, которые являются субъектами своей жизни, что возможно только при сформированности личностной зрелости. Характеристика человека как субъекта раскрывает способ организации личностью своей жизни .

Человек как субъект, по мнению А.В. Брушлинс-кого, инициирует и развивает на высшем уровне системности свою специфическую активность. Этот уровень характеризуется предельной целостностью, интег-ральностью всех противоречивых и многообразных компонентов и подуровней. Такой уровень субъект-ности может быть рассмотрен как высшая степень развития зрелости личности, что в свою очередь является одним из компонентов зрелости человека .

Б.Г. Ананьевым было положено начало развитию идеи интеграции знаний о человеке и пониманию, что свойства личности развиваются на всем протяжении жизненного пути человека в обществе, создавая его биографию .

В отечественной психологии существуют серьезные наработки по данной проблематике (Б.Г. Ананьев, И.В. Дубровина, К. Муздыбаев, В.И. Слободчиков,

А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и др.). Однако до сих пор не исследована полностью проблема становления личностной зрелости, факторов ее становления, недостаточно вскрыты различия в формировании личностной зрелости у мужчин и женщин в разных сферах жизнедеятельности. Остается много вопросов в определении формальной структуры личностной зрелости и ее системных характеристик .

О сложности определения объективных критериев зрелости человека писал Б.Г. Ананьев, отмечая, что в психологической литературе происходила замена понятия «зрелость» понятием «взрослость». Даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью синонимичны, еще более они расходятся, когда речь идет о взрослости и субъектно-деятельностной (профессиональной) зрелости. Эти понятия не являются тождественными и описывают разную психологическую реальность, когда имеется в виду личностный уровень рассмотрения человека .

Использование понятия личностной зрелости в современных психологических публикациях предполагает выделение двух основных аспектов - зрелости как этапа жизни и зрелости как уровня развития.

В работе В.М. Русалова выделяются дефинитивный и акмеологический типы зрелости. Первый тип зависит от биологических свойств человека, второй характеризует достижение психическими образованиями своего наивысшего, акмеологического значе-

ния, что обеспечивает человеку личностный рост, наивысшие уровни его развития .

Различные аспекты личностной зрелости рассматривались в связи с изучением самоактуализации (А. Маслоу, K. Гольдстейн, X. Хейлиген, М. Дениэл,

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Н.П. Паттурина, Е.Е. Вахромов); личностного роста (A. Эйджел, К. Роджерс, С.Л. Братченко); личностного мастерства (M. Хоренер, П. Сенге); самореализации (К.А. Абуль-ханова-Славская, Э.В. Г алажинский, И.Б. Дерманова,

В.Е. Клочко, Л.А. Коростылева, О.М. Краснорядце-ва, Б.Д. Парыгин, Ф. Перлз, Э. Фромм); самотранс-ценденции (В. Франкл, А.А. Реан); самоутверждения (Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев); личностного самоосуще-ствления (Л.А. Анцыферова, Б.С. Братусь, Ш. Бюлер, Е.П. Варламова, Е.А. Лукина); самосознания (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Н.И. Сарджвеладзе); развития потенциала (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.); достижения акме (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.); психологии жизненного пути личности (К.А. Абуль-ханова-Славская, Е.И. Головаха, Е.Ю. Коржова); субъектной активности (В.Н. Панферов); жизненных отношений и смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); жизненных ориентаций (А.А. Грачев); стиля и смысла жизни (Л.Н. Коган); жизненного мира (В. Шутс).

Известно, что личностная зрелость является одним из структурных компонентов зрелости человека. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что этапы зрелости человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности, познания, общения не совпадают по времени.

Создание собственной среды, благоприятной для «развития и самореализации», по мнению Е.Ф. Рыбалко, является характерным признаком зрелой личности .

М.Ю. Семенов определяет зрелую личность как тип, образующийся в результате личностного роста и имеющий сформированное устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентаций, развитое нравственное сознание, сложившуюся иерархическую мотивационно-потребностную сферу, где доминируют высшие духовные потребности. Лично-стно зрелый человек характеризуется потребностью выходить за существующие пределы своей жизни и решать проблемы совершенствования и развития как своего общества, так и всего человечества, активно владеет своим социальным окружением .

Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности; потребность в заботе о других людях; способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию знаний и способностей, к конструктивному решению различных проблем; эмоциональная зрелость.

Исследование Р.М. Шамионова, проведенное под руководством Л.А. Головей, показало, что личност-

ная зрелость является сложным структурным образованием, включающим в себя характеристики ответственности в разных сферах деятельности, эмоциональной зрелости, самоконтроля поведения, самостоятельности, адекватности самоотражения, высокого уровня реализованности событий жизни, адекватности целеполагания .

Личностная зрелость входит в общую структуру личности и оказывается взаимосвязанной с рядом личностных особенностей, таких как общительность, следование социальным требованиям, мягкость, доверчивость, радикализм, уверенность в себе, естественность.

Личностная зрелость подчиняется общим законам онтогенетического развития и характеризуется гете-рохронностью. Формирование параметров личностной зрелости проходит ряд этапов, в ее развитии чередуются сензитивные, критические периоды и периоды стабилизации. Формирование личностной зрелости обусловливают как внутренние (субъективные, объективные), так и внешние факторы .

На методологическом уровне в психологии разработан системный подход, он реализован применительно к личности . Однако на уровне конкретных исследований, как показывает анализ литературных данных, представлены отдельные факты, касающиеся возрастных, половых, дифференциально-психологических проявлений зрелости личности. Эти факты разрознены и не рассмотрены в единой системе знаний, относящихся к различным отраслям психологии. Необходима целостность в исследовании компонентов, признаков, маркеров, критериев зрелости - когнитивного, эмоционального, регуляторного (волевого, мотивационного), и динамического, результативного (компетентностого) в их взаимосвязях. Эти проблемы ждут своего решения.

Несмотря на наличие работ и разнообразие возможных подходов к исследованию зрелости, вопросы анализа зрелости как системного качества личности остаются нераскрытыми.

Кроме того, содержание личностной зрелости, ее структурно-функциональные характеристики должны определяться задачей развития каждого возрастного периода .

До настоящего времени в психологии рассматривалась проблема личностной зрелости в аспекте изучения ее структурных компонентов, но дифференциальный подход к исследованию человека предполагает анализ составляющих проблемы в контексте его индивидуальности, в том числе на разных этапах возрастного развития .

Данный подход поможет решить целый ряд актуальных проблем, связанных с вопросами онтогенеза зрелости, полоролевых вариаций проявления зрелости в поведении.

Представление о системном характере личностной зрелости предполагает, что она является интегральной характеристикой, механизмом организации жизнедеятельности человека, во многом определяющим успешность его жизни, жизненного пути, профессиональной деятельности, самореализации, это должно найти отражение в степени различной выраженности ее основных признаков, маркеров, критериев на разных стадиях онтогенеза, в полоролевой специфике, различных предпосылках отдельных аспектов.

Три типа теоретического анализа - функциональный, структурный и динамический - ведут к целостному (системному) анализу феномена развития личности в процессе достижения зрелости.

По нашему мнению, зрелость представляет собой многомерное, разноуровневое качество личности, обладающее структурными, динамическими свойствами. Уровневые, структурные характеристики зрелости специфичны на каждом возрастном этапе. В целом функцией личностной зрелости является преобразование (регуляция) процесса онтогенетического развития в целенаправленный, системный, лич-ностно обусловленный процесс, приобретающий индивидуальные черты как в средствах, условиях, так и в целях данного развития.

Зрелость выступает качеством личности, обусловливающим способы осуществления и самоосуществ-ления, организующим жизненный путь личности, его направление, стратегии прохождения, регулирующим сложную систему отношений личности с окружающим миром и самим собой (к результатам собственной деятельности) и иерархизованность данной системы.

Зрелость характеризует личность как целостную, непрерывно развивающуюся, как сложное системное образование, не сводимое к свойствам, характеристикам ее структурных компонентов и отдельных ее аспектов; определяет личность как сложное системное образование, которое может быть описано в терминах «гармоничность», «соразмерность», «иерар-хизованность», «соподчиненность ее свойств».

Разработка психологической концепции личностной зрелости как системного качества личности на основе анализа возрастно-полового и дифференциального аспектов позволит решить ряд актуальных проблем, связанных с вопросами онтогенеза и развития, полоролевых вариаций проявлений личностной зрелости.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под

ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981.

3. Бодалёв А.А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. 1995. № 3.

4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практ. психологии, 1996.

5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академия, 2001. 352 с.

6. Галажинский Э.В. Самореализация личности: взгляд с позиции психоистории // Сибирский психологический журнал. 2000. № 11-12.

7. Галажинский Э.В. К вопросу о методологии изучения самореализации личности в системе родственных понятий // Сибирский

психологический журнал. 2001. № 13. С. 28-31.

8. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1986.

9. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.

10. Кон И.С. Социальная психология. М.: Воронеж, 1999. С. 177.

11. Коростылева Л.А., Зайцева Ю.Е. О методологических вопросах развития и саморазвития в трудах Б.Г. Ананьева // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. СПб., 2000. Вып. 4.

12. Краснорядцева О.М. Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17. С. 42-44.

13. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Москва; Воронеж, 1996.

14. Матис В.И. Социология образования и формирование личности. Барнаул, 1995. С. 38.

15. Проблемы общей акмеологии / Под ред. А.А. Реана, Е.Ф. Рыбалко, Н.А. Грищенко и др. СПб.: СПбГУ, 2000. 156 с.

16. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 651 с.

17. Реан А.А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1995. Вып. 1.

18. Русалов В.М. Психологическая зрелость: единая и множественная характеристика? // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 5. С. 83-97.

19. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. 256 с.

20. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости - Электронный ресурс: // http:// selfmoney.narod.ru/semen.htm

21. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.

22. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.

23. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрогогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17-20.

24. Шамионов Р.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997. 19 с.

25. Швеньк Е.В. О показателях социальной зрелости личности современного предпринимателя // Ананьевские чтения-2006 / Под ред. Л.А. Цветковой, А.А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 235-237.

26. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996. 592 с.

27. Ян тер Лаак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. Москва; Воронеж, 1996.

PERSONAL MATURITY: THE APPROACHES TO DEFINITION A.G. Portnova (Kemerovo)

Summary. The article is about different approaches to definition of the concept «personal maturity». It includes review of various aspects of personal maturity. The author presents different characteristics of mature personality. The personal maturity is defined in context of system approach paradigm. The article describes ways and perspectives of scientific research of named phenomenon in age and differential aspects.

Key words: maturity, personality, personal maturity, development, ontogenesis, personal improvement.

2.5. Формирование зрелости личности

Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.

Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень достижений в аспекте развития человека. При этом все исследователи в этой области выделяют нарастание с годами субъектности (в основе которой лежит развитая рефлексия, обращенная и к самому себе, и к другим). Так, Э. Эриксон выделяет такие качества, как забота, милосердие (взрослость), мудрость (старость); при этом каждый следующий этап не отменяет предыдущие, но как бы наращивает новый уровень субъектности, прежде всего как социальной зрелости личности.

Зрелость достигается постепенно по мере социализации личности. По Л. Колбергу, существуют три стадии развития взрослой личности, причем индивидуум может остановиться на каждой из них в своем развитии. Первая, названная предконвенциональной, - период, предшествующий усвоению индивидуумом норм и ценностей общества, характеризуемый поведением взрослых, свойственным маленьким детям, когда ведущим процессом личностного развития является адаптация, реализуемая через психологические защиты. Вторая стадия - конвенциональная - характеризуется усвоением социальных норм и ценностей культуры, ведущим процессом личностного развития здесь является социализация, осуществляемая посредством различных механизмов, например идентификации. Третья стадия - постконвенциональная - соответствует развитию автономной личности, когда индивидуализация является ведущим процессом развития, осуществляемым через интернализацию.

Р. Гулд (Gould, 1978) тоже пишет, что вхождение во взрослость и, следовательно, приобретение зрелости проходят ряд возрастных этапов и они связаны с отказом от детских иллюзий и ложных предположений в пользу чувства уверенности и принятия себя.

В возрасте от 16 до 22 лет главным ложным предположением, от которого следует отказаться, является следующее: «Я всегда буду принадлежать своим родителям, верить в их мир». Для этого люди возраста ранней взрослости должны начать построение взрослой идентичности, которая не подвластна контролю их родителей. Молодые люди начинают воспринимать своих родителей как несовершенных и подверженных ошибкам людей, а не как всемогущую и контролирующую силу.

В возрасте между 22 и 28 годами у людей имеется другое ложное предположение: «Если буду делать, как родители, и проявлять упорство, то это принесет свои плоды. А если не смогу справиться, то родители придут на помощь и укажут правильный путь». Чтобы устранить это представление, молодые люди должны принять на себя полную ответственность за свою жизнь, отказываясь от ожидания постоянной родительской поддержки. Это требует проявления ими активности и самостоятельности.

В период от 28 до 34 лет главным ложным предположением является следующее: «Жизнь проста и подконтрольна. У меня нет никаких значимых внутренних противоречий». Между тем именно у тридцатилетних наступает первый кризис взрослости, опровергающий это ложное предположение. В этот период жизни они начинают сомневаться в тех ценностях, которые помогли им достичь независимости от своих родителей, они испытывают замешательство и подавленность. Преодоление этого связано с достижением понимания и принятия внутренних противоречий, в исчезновении сомнений в своей силе и целостности, в культивировании интересов, ценностей и качеств, которые будут сохраняться и развиваться в течение всей взрослой жизни.

В возрасте между 35 и 45 годами происходит полное включение в мир взрослых. Хотя родители больше и не обладают контролем над своими детьми этого возраста, однако те еще не подтвердили свою самостоятельность. Они, по выражению Гулда, находятся «в чаще жизни». С этим возрастом связан и кризис сорокалетних. Познавая негативную сторону человеческого опыта, они расстаются с детской потребностью в безопасности. Они, наконец, могут свободно проверить и отказаться от ощущения своей недостаточной ценности и слабости, сохранявшегося с детства. Это, по мнению Гулда, представляет собой полное автономное взрослое самосознание.

Н. Я. Перна выделяет другие этапы созревания. В 18–19 лет человек созревает как член общества, развиваются его социально-этические идеи, связанные с другими людьми, закладываются душевные привязанности, понятие о долге. В 25–26 лет формируется мировоззрение, происходит созревание личности, личность осознает себя как явление мира. В 32–33 годам человек созревает как деятель, способный осуществить замыслы предыдущего периода. Далее, в 37–38 лет, достигается вторая вершина деятельности, «когда свежесть еще не потеряна и уже достаточно высока зрелость». Возраст 43–44 года - критический «узел», когда деятельность продолжается без заметного ущерба в силу приобретенного опыта. Вслед за этим может начаться спад активности, когда человек просто доживает второю половину своей жизни, или начаться новое духовное возрождение. Около 50 лет возможен новый творческий подъем, фаза созревания мудрости (Е. И. Степанова, 2000).

Пути достижения зрелости в разных культурах могут быть различными. На это обращает внимание Е. С. Штепа (2004), сравнившая западную и восточную культуры. Вот что она пишет по данному поводу: «На Востоке стремление человека стать зрелым инициируется и одобряется обществом. Отказ человека от внутренней работы над собой считается невежеством. Ответственную самостоятельную жизнь начинают после формирования личностной зрелости, в возрастном соотношении - после 25 лет. Личностная зрелость признается необходимым качеством для дальнейшей жизни. Барьерами личностного развития для человека Востока выступают непоследовательность и недостаточная настойчивость в работе над собой. Преодолеть эти барьеры, осознать противоречия как проявление упорядоченности и гармонии, понять необходимость и неизбежность трансформации личности человеку Востока помогает учитель-гуру. Целью учителя является актуализация у человека его собственной, уникальной зрелости.

Западный путь становления личности - это путь самоактуализации. Акме этой самоактуализации проявляется в профессиональной и личностной зрелости. Принятие ценности “быть самоактуализирующимся” - это индивидуальное решение человека. Кризисы в ходе самосовершенствования воспринимаются человеком Запада как ошибки, а противоречия воспринимаются в виде конфликтов <…> До середины жизни человек Запада в зрелые годы (20–35 лет) решает вопросы перспективности карьеры и значимости любви в своей жизни, за достаточно короткий промежуток времени в 10 лет (с 25 до 35 лет) формулирует жизненные цели и переоценивает их еще до середины жизни <…>

Человек Востока до 20 лет переживает в полной мере значимость любви, а в следующий возрастной период более приоритетными для него становятся амбиции и престиж. Еще до середины жизни (до 35 лет) человек Востока формулирует жизненные цели более реалистично <…> Человек Востока не переживает период середины жизни как кризис <…>

Почему человек Запада испытывает трудности в формировании жизненных целей? Возможно потому, что сначала он определяется профессионально, а уже потом личностно» (С. 158–159).

Действительно, исследования показывают, что в западной культуре молодой человек прежде всего начинает действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего человеческого предназначения. Это время принятия ответственных решений, овладения профессией; выбора стиля и своего места в жизни. Главная цель молодости, подчеркивает А. В. Толстых, состоит в реализации возможностей саморазвития человека. Трудности не кажутся непреодолимыми, сомнения, неуверенность кратковременны.

Как пишет Л. Г. Багринцева (2007), у многих молодых людей отмечаются зрелость в умственном и нравственном отношении; убежденность, сложившееся мировоззрение; чувство нового; смелость, решительность; способность к увлечению; самостоятельность; критичность и самокритичность. Однако в этот период человек еще только находится на пути к психической и социальной зрелости. У него имеются серьезные проблемы с развитием самосознания. Его самооценка еще противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, часто сопровождающуюся резкостью и развязностью; сохраняются максимализм, отрицательное отношение к мнению старших.

По Б. Г. Ананьеву, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени (гетерохрония). Самосознание, которое раньше развивалось к 17–19 годам, формируется сейчас к 23–25 годам. Затягивающийся период учебы приводит некоторых молодых людей к безответственному инфантилизму. Поздно вступая на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей, склонны к пустому времяпрепровождению и т. п. Определенная часть молодежи игнорирует социальные ценности и запреты.

Оригинальную концепцию зрелости предлагает К. Г. Юнг. Понятие «развитие», по Юнгу, непременно связано с формированием зрелости, но при этом зрелость понимается как экзистенциальный феномен. Процесс психического развития личности сводится к постепенному отказу от инстинктивности и переходу к росту сознания. «Именно отрыв человека от инстинкта - его противопоставление себя инстинкту - создает сознание» (2003. С. 53). Формирование зрелости начинается с того момента, когда в нашу душу вкрадывается сомнение, т. е. тогда, когда мы начинаем отказываться от инстинкта, когда в нас пробуждается сознание и мы становимся перед необходимостью выбора. «До тех пор пока мы еще погружены в природу, у нас нет сознания и мы живем под защитой инстинкта, не знающего проблем. Все, что осталось в нас от природы, бежит проблем, поскольку они суть сомнения, а где властвует сомнение, там и неопределенность и возможность выбора. А где есть возможность выбора, там инстинкт более не управляет нами» (2003. С. 56). Психосоциальная зрелость личности, по Юнгу, сводится не к достижению карьерных высот, а к формированию индивидуальности. По К. Юнгу, середина жизни является критическим, поворотным моментом, когда перед индивидом открываются новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требуется устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал индивидуацией.

Мировоззрение в различные периоды зрелого возраста. А. Левинсон (2005) в своей работе приводит британскую мудрость, связывающую возраст с политическими взглядами: «Кто не был в молодости социалистом, у того нет сердца, кто не стал в зрелости консерватором, у того нет ума». Эта мудрость верна не только для британцев и иллюстрирует тот факт, что мировоззрение, социальные и политические идеалы не остаются постоянными в течение взрослой жизни.

Как показано М. Августовской и И. М. Богдановой (2010), от молодого возраста к возрасту зрелости меняются составляющие мировоззрения. Для молодых людей это самоопределение в сфере социальных и межличностных отношений, для зрелых - более глубокое осознание духовно-нравственной составляющей мировоззрения.

В мировоззрении молодых выделяются четыре смысловые категории:

Дружеское отношение к окружающим;

Ценность семьи, связанная с ценностями счастья, искренности и доверия;

Значимость интимно-личностных отношений;

Смысл жизни, который определяется как достижение мудрости и достойного материального обеспечения.

У людей зрелого возраста в мировоззрении превалируют:

Интимно-личностные отношения, связанные с семьей;

Нравственный компонент;

Осознание необходимости труда и значимости ее бытового контекста;

Социальные отношения, связанные с дружескими отношениями с окружающими.

Лет в 20 я была убеждена, что самое страшное в жизни женщины - морщины и седина, что к 30 годам желательно завести солидного мужа при галстуке и животе, а самой неизбежно придется обрасти детьми и целлюлитом. Думалось, что в 40 можно с чистой совестью садиться за мемуары и отмечать в телепрограмме исключительно передачи о здоровом образе жизни. И казалось, что слово «зрелость» придумали как корректный синоним «старости». Масла в огонь добавлял бойфренд, такой же двадцатилетний оболтус, изобретший для зрелых дам обидное прозвище «пули на излете». И сколько бы родители ни закатывали глаза, дескать, когда же ты успокоишься, поймешь что к чему и созреешь, я выдвигала лозунги: «Спокойствие - подлость души!» и цитировала Пушкина: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!»

Когда тридцатилетний рубеж был взят, вдруг открылась истина: никогда, ни в дерзкие 16, ни в знойные 25, жизнь не была полнее. И вот с каким багажом я пришла к этому возрасту и выводу…

«А все другое - суета ». Долгое время меня искренне волновало, «что люди подумают», хотелось «быть не хуже других» и в идеале - всем нравиться. И так больно становилось, когда вдруг открывалось, что коллега Ирина Викторовна в глаза-то улыбается, а за глаза говорит обо мне такое, что не под силу написать самому бесноватому автору триллеров. И люто хотелось доказать: я не такая, я белая и пушистая!.. Но с годами желание лезть на баррикады иссякло. Нет, никуда не делись Ирина Викторовна и ей подобные, просто их слова и поступки перестали что-либо значить. Главное, что я знаю себе цену как специалисту, на хорошем счету у руководства, любима родными и близкими, - следовательно, не так уж все плохо. Как бы того ни хотелось злопыхателям и сплетникам. Кстати, изменилось и отношение к этим «индивидуумам». Если на заре туманной юности я кусала губу и думала, как «таких земля носит», то теперь понимающе вздыхаю: не повезло людям созреть, многие истины остались за пределами их понимания. Например, что злоба - признак бессилия. И что, унижая другого, сам не возвысишься. В общем, загибаем пальчик, обозначая первое преимущество зрелости - самодостаточность. Это когда для вас имеет значение мнение лишь тех, кто по-настоящему важны. И понимается, что вы - пусть не величина, но фигура, без чужих одобрительных возгласов и заискивания.

«Время вечных ценностей ». Опять же «дцать» лет назад эта фраза воспринималась исключительно как слоган ювелирного магазина. А будущая собственная жизнь представлялась как в монологе девочки Кати из фильма «Курьер»: «Я хочу ехать в дорогой красивой машине и чтобы на шее развивался длинный белый шарф. И чтобы все мужчины сходили по мне с ума, а все женщины завидовали. И чтобы маленькая собачка на заднем сиденье». В моей мечте песик не был обязательным условием, но, в общем - полное попадание в образ. Немало утекло воды и слез, чтобы стало понятным: в женской зависти нет ничего заманчивого, в сумасшедших мужчинах - тем более. Ну а про «богатые тоже плачут», т. е. про дорогую машину, и говорить смешно. «Владелец заводов-газет-пароходов» в качестве мужа тоже перестал быть заветной грезой. Потому что в его графике я бы значилась всего лишь как пункт между ужином и чтением газеты. А все эти бриллианты-шубы и прочая дареная роскошь - попросту плата за нехватку времени, за неверность, за постоянное отсутствие. Пусть лучше будет небогатый и незнатный, но любящий и заботливый. И я согласна на акцию «меняем бриллианты на манную кашу». Которую по утрам он варит для дочери. Потому что знает секрет каши без комочков - раз; хочет, чтобы я подольше поспала, - два; просто любит ребенка и с удовольствием тратит время на возню с ним - три. Итак, второй довод в копилку зрелости: видение истинной сути вещей и событий.

«Моя жизнь - мои правила ». В юности все-то не устраивало, все-то вокруг казались с изъяном: любимый мужчина позволяет себе оскорбительные высказывания, подруга выкидывает неблаговидные фортели… Но по доброй воле я всем выписывала индульгенцию, как иначе? Ведь она - подруга, он - любимый мужчина. А потом изумлялась: отчего грабли из сельскохозяйственного инструмента регулярно превращаются в ударный? Но однажды бессонной ночью пазлы сложились в единую картину: дело не в моральной ущербности избранника и не в дурных манерах подруги. Дело во мне. Это я позволяю поклоннику оскорбительные выходки, а подруге снисходительно прощаю то, за что даже малых детей наказывают. Стало быть, мне и расхлебывать эту кашу. Изгонять из своей жизни, рвать болезненные отношения, жестким ультиматумом выдвигать требования. Следующий пальчик приготовили? Потому что зрелость - это умение принимать ответственность за свою жизнь.

«Время собирать камни ». Здорово приближают зрелый возраст первые потери. Когда навсегда уходят родные и одиночество заполняет тебя до краев. В такие моменты заботы, еще недавно казавшиеся важными, предстают мелкими и суетными. Вы ломали голову, как бы подороже продать дачу, а тут с отцом беда вышла… И рождаются две важнейшие приметы зрелости: осознание относительной важности всего происходящего - примета первая, примета другая - понимание, что жизнь имеет значение, лишь когда в ней есть любимые люди. Стоит ли биться над поисками бессмертия и мечтать о вечной жизни, если любимые безвозвратно ушли? Кстати, эти события проливают свет на еще одну истину - быстротечность времени. Заодно учат ценить его и не растрачивать попусту, на лишние эмоции и движения, недостойных людей, неразумные поступки.

«Виват, чувственность !» Женская зрелость - восхитительное время и в плане чувственных удовольствий. Оставим в стороне рассуждения о балансе гормонов и опыта, «умри - лучше не скажешь», чем Анн и Серж Голон, авторы похождений необузданной Анжелики: «Ей исполнилось тридцать девять лет. Она не знала, что зрелость для женщины - возраст наслаждения. Несколько безвкусное стремление юности к любовным играм сменяется в этом возрасте изысканностью открытий. Это преображение просвечивает даже во взгляде женщины. И мужчины, как правило, угадывают его. Зрелость - это возраст, когда женщина достигает зенита своей красоты, ибо совершенствование, к которому она стремилась, обогащая свою личность, теперь, кажется, достигло своего апогея и изменило ее даже внешне: ее движения, ее голос, походку. Опасное сочетание, и, если только она сумеет сберечь те ценности, что составляют теперь ее существо, она в этом возрасте - самое грозное создание любви, о котором только можно мечтать».

Эх, как бы поделикатнее и возвышеннее назвать этот вывод, ведь на очереди очередной пальчик. Давайте возьмем фразу Кати Тихомировой из фильма «Москва слезам не верит»: «В сорок лет жизнь только начинается. Теперь я это точно знаю». Первоначальный смысл немного исказился, но… мы же зрелые и мудрые, будем снисходительны.

«Ты - женщина, и этим ты права !» Финальным этапом созревания стала любовь к слову «женщина». Раньше все, кто имел дерзость прибегнуть к обращению «женщина», мгновенно записывались во враги, зато авторы лестного «девушка» принимались благосклонно. Но, к счастью, все пошло по правильному сценарию и случилось то же, что и со Скарлетт О"Хара: «Вертлявая кокетка исчезла, уступив место спокойной, таинственной женщине, которой достаточно было лишь обратить туманный взор зеленых глаз все равно на кого: мужчину ли, женщину или ребенка, чтобы они, словно под гипнозом, готовы были следовать за ней куда угодно».

“Раньше я из кожи вон лезла, чтобы выглядеть обаятельной и привлекательной, - думала Скарлетт, - а сегодня добиваюсь чего захочу без каких-либо усилий”. Она пыталась понять, чем вызваны такие разительные перемены, и не находила ответа. Ей оставалось только благодарно принимать все, что с ней происходило, как некий подарок судьбы».

Скарлетт ошибалась. Это не дар судьбы. Это справедливая награда за моральное взросление, верные выводы и правильный путь.

Зрелость - золотая пора, девиз которой: «Знаю, умею, могу». Увы, ничего не дается без потерь, и главным образом страдает внешность. Но, по закону компенсации, если где-то убыло, где-то прибудет. Платой за первые морщины и седину становится особая полнота ощущений, наполненность жизни. Как сказал Николай Карамзин, «как плод дерева, так и жизнь бывает всего сладостнее перед началом увядания». Однако увядания может не случиться при верном настроении. Эпоха прозрения и понимания не сменится старостью. Да и бог с ними, с этими возрастными паутинками на лице и в волосах. Уж на что Сергей Зверев «звезда в шоке», но изрек удивительно зрелую мысль: «Я не хочу избавляться от этой морщинки. На нее потрачено десять лет жизни, страданий, любви и разочарований. В конце концов, это сексуально».

Интернет-портал «Все о психологии» // Практическая психология. О зрелости

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 26. Особенности функционирования личности в период зрелости. Кризис среднего возраста Средний возраст отличается от предыдущих периодов развития личности отсутствием конкретных рамок и определений. Понятие «зрелый человек» охватывает довольно обширную

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

48. Формирование личности Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания.В числе первых оказываются внешние образцы взрослости. Подгонка своего внешнего

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Формирование личности ребенка в общении В советской психологии уже давно утвердился тезис о том, что родовая способность человека быть личностью не является биологически фиксированной, а обусловлена социально–историческими отношениями, в которые вступает каждый

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

26. Социальная установка личности, её формирование и изменение Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.Признаки социальной установки:1) социальный характер

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Тренинг «Формирование эмоционально-волевой сферы личности в общении» Пояснительная запискаОбщение играет предельно необходимую роль в формировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.Характеризуя

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

29. Общество и формирование преступной личности Социальная среда, под которой понимают общество, оказывает решающее влияние на формирование личности любого человека, в том числе и личности социальных индивидов. Воздействие общества на человека происходит на двух

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

90. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В настоящее время существует множество точек зрения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также

автора Куликов Лев

Раздел III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ Основные темы и понятия раздела Факторы формирования личности. Движущие силы развития личности. Культурно-историческая концепция развития личности. Субъект познания, общения и деятельности. Личностная

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Формирование личности. А. Н. Леонтьев Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Главная из них – это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром. Изначально прямые биологические связи ребенок

Из книги Мальчик – отец мужчины автора Кон Игорь Семенович

Формирование личности и открытие «Я» – Ты… кто… такая? – спросила Синяя Гусеница. – Сейчас, право, не знаю, сударыня, – отвечала Алиса. – Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась. Льюис Кэрролл Я в своем представлении –

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

2.2. Поиски критериев зрелости человека как личности Понятие зрелости в психологии предполагает выделение двух основных аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития. Отсюда одна из важных проблем: определение объективных критериев зрелости человека.

автора Казанская Валентина

Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности Ведущей называется такая деятельность, в которой формируются все психические функции и личность в целом. Только в учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 18. Влияние семьи и воспитания на формирование личности Семейное воспитание, как основная функция семьи в отношении к ребенку, является системой, формирующей и прививающей нормативную, этическую, моральную, психическую базу воспитываемому ребенку.Семья на

Из книги Психосинтез автора Ассаджиоли Роберто

4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра После того, как мы выявили или создали объединяющий центр, у нас появляется возможность построить вокруг него новую личность - органичную, внутренне согласованную и объединенную в одно целое.Это

Из книги Психологические приемы управленца автора Либерман Дэвид Дж

22 Фев 2013


Deprecated : Function split() is deprecated in /home/p26320/www/сайт/wp-content/plugins/yet-another-related-posts-plugin/magic.php on line 304

Психологическая зрелость личности лежит в основе глобального процесса интеграции личности, вокруг которого, так или иначе, строится вся наша жизнь, и зрелость личности напрямую выражается в ее интегральности. И можно прямо сказать, что интегрированная личность – это личность, достигшая психологической зрелости. И не будет преувеличением, если мы скажем, что именно психологическая зрелость лежит в основе личной харизмы. Но из чего состоит зрелость личности ?

Зрелость личности: основные показатели

Принято выделять несколько показателей зрелости личности:

  • Хронологическая зрелость – достижение того возраста, когда человека принято считать зрелым и состоявшимся;
  • Физиологическая зрелость – физиологическое взросление, достижение стадии формирования взрослой особи;
  • Социальная зрелость – развитие социальных навыков;
  • Интеллектуальная зрелость – развитие интеллекта и способность принимать взвешенные, продуманные решения;
  • Эмоциональная зрелость – способность как контролировать свои эмоции, так и находиться в комфортном эмоциональном состоянии.

Именно эмоциональная зрелость личности является основой личностной интеграции. Но из чего она складывается? Для начала рассмотрим основные симптомы эмоциональной незрелости.

Симптоматика психологической незрелости:

1. Взрывное поведение;
2. Вспышки эмоций;
3. Низкая фрустрационная переносимость;
4. Неадекватный эмоциональный ответ;
5. Чрезмерная чувствительность;
6. Неспособность принимать критику;
7. Беспричинная ревность;
8. Неспособность прощать;
9. Капризное изменение настроения;
10. Повышенная зависимость;
11. Боязнь изменить ситуацию;
12. Требование моментального внимания и постоянного сопереживания;
13. Повышенная соревновательность и неумение проигрывать;
14. Неспособность принимать ответственность за свои ошибки.

Психологическая зрелость: основные критерии

  • Способность давать и принимать любовь , что возможно только при развитом ощущении безопасности, которое позволяет иметь ранимость. Только так можно позволить себе по-настоящему кого-то любить.
  • Способность реально относиться к жизни – способность встретить реальность и не отворачиваться от нее. Здесь хорошо работает формула «зрелые люди со своими проблемами работают, незрелые их избегают».
  • Готовность отдавать и принимать . Отдавать не с расчетом, а чтобы улучшить качество жизни других людей. И способность принимать, что иногда бывает еще сложнее.
  • Способность положительно принимать жизненный опыт. Это состояние, когда есть уверенность, что «что бы со мной ни случилось, я это переживу и стану сильнее»; отказ от привычки объяснять свои успехи и неудачи стечением обстоятельств.
  • Способность выдерживать фрустрацию – способность решать задачи и сохранять работоспособность в течение необходимого времени, и, при необходимости, находить более эффективный подход.
  • Способность конструктивно выдерживать враждебность – способность искать за враждой проблему, которая может быть решена, и ее решение. Установка на то, что «лучший способ избавиться от врага – сделать его другом».
  • Относительная свобода от симптомов напряженности – расслабленная уверенность в том, что «все свое я получу в любом случае».

Как развить зрелость личности: ключевые шаги

Вильям Глассер, основатель «терапии реальностью», дает ряд по-американски простых, но одновременно внятных и функциональных советов:

  • Постоянная работа над пониманием и улучшением себя;
  • Ищите и принимайте обратную связь от людей;
  • Тренируйте неэгоистичное поведение;
  • Уладьте все нарушенные контакты с социумом: скажите все, что не было сказано, простите всех и попросите у всех прощения, верните все долги или сдайте, наконец, книжки в библиотеку;
  • Полностью завершите все дела, которые откладывались;
  • Приведите в порядок свой дом, и избавьтесь от всего, чем вы не пользуетесь – раздайте ненужные вещи тем, кому они нужнее;
  • Наведите баланс в своей личной бухгалтерии, оплатить все счета и налоги;
  • Найдите в своей жизни что-то; что будет значимее вас самих.

И главное – психологическая зрелость личности основывается на завершенности жизненных выборов, целостности и готовности справляться с возникающими препятствиями. Можно сказать еще короче: зрелость личности – это готовность к будущему.

Как активизировать глубинный потенциал психики?

Скачай бесплатную книгу

Время на чтение: 3 мин

Психологическая зрелость – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки.

Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных , с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и , что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.

Что такое социально-психологическая зрелость

Личностная зрелость не приобретается и не зависит от паспортного возраста. Это скорее возраст психологический, который может быть совершенно различен у ровесников. Так, человек прошедший множество различных ситуаций, научившийся их преодолевать и самостоятельно отвечающий за собственные выборы является более зрелым в психологическом плане, чем тот, кто все это время прожил в одинаковых условиях с минимальным уровнем ответственности. У некоторых складывается ощущение, что чем более серьезен человек и чем более загружен различными важными задачами, тем выше уровень его зрелости. Важно понимание собственных возможностей и желаний, чуткое следование внутреннему голосу, который включает не только интуицию, но и разум.

Психологическая зрелость дает ощущение плавности и повышает гибкость – ни одно правило однажды установленное не является незыблемым. Человек понимает, что меняется он, окружающая реальность и потребности, а соответственно должны меняться и способы взаимодействия.

В действиях зрелого человека много естественности, он не будет скрывать слезы силой воли, когда очень грустно и не будет держать серьезное лицо, когда смешно. Подобная свобода рождается от полного принятия себя, глубокого знания своих психологических особенностей и малой подверженности . Социальные стереотипы практически не властны над такими людьми, поскольку в выборе пути и собственных реакциях они ориентируются на внутренние ощущения, собственные потребности.

Принятие себя и мира с его законами, смертью, страданиями и недостатками людей позволяют находиться в большей и не пытаться изменить то, что существует тысячелетиями. Ресурсы тратятся на необходимое и приносящее пользу: на собственное развитие и деятельность, приносящую результаты. Такие люди в итоге живут более наполненной жизнью и довольно спокойно принимают смерть, в отличие от тех, кто все время играет с ней в прятки, так и не совершив ничего стоящего.

Психологически зрелые люди выделяются из толпы не только поведенческими реакциями, но и внешне, обычно их образ довольно экстравагантен, поскольку нет стремления поддерживать общие тенденции. Так же у них нет жалоб на скуку и стремления убить время – они полны живого интереса к миру и жизни, часто азартны, а единственное о чем могут сожалеть, так это об ограниченности физического воплощения.

Психологическая зрелость человека может проявиться и сформироваться исключительно в условиях социальной среды. Соответственно на пути взросления человек проходит необходимые стадии и процессы созревания личности. Это своеобразная гармоничная комбинация, включающая физическую зрелость и психологический возраст. Есть свои особенные необходимые психологические проявления на каждом возрастном промежутке, свидетельствующие о гармоничности процесса развития, при застревании на одном из этапов личностное взросление тормозится и присутствует .

Многими психологами личностная зрелость определяется через экзистенциальный процесс нахождения смысла собственного существования и принятия ответственности в проявлении свободы своего выбора. Помимо столь глубоких и серьезных категорий существуют измеримые внешние признаки психологической зрелости. Сюда первым делом входит интерес человека не только к индивидуальным потребностям, своему существованию и телу, но и к делам окружающих. Такой человек будет заботиться о своей семье, помогать друзьям, участвовать в процессах, формирующих общественное состояние. Интерес проявляется не только к самому близкому ограниченному кругу, но к многочисленным социальным группам (рабочий коллектив, государственные процессы, религиозные традиции и прочее). Способность оценивать себя со стороны позволяет устанавливать глубокие и конструктивные социальные отношения, которые строятся на взаимном доверии, сочувствии, искренности, уважении и .

Социально-психологическая зрелость позволяет человеку контролировать и предугадывать собственные эмоциональные проявления. Это способствует проявлению толерантности, но не путем усилий воли, а благодаря широкому кругозору и принятию, как своих внутренних особенностей, так и других людей. Управление своими эмоциями позволяет выражать их в социально приемлемой форме, указывая свое отношение и не обижая чувства других.

Зрелая личность довольно целостна и гибка в своих проявлениях. То есть у нее всегда есть система ценностей и важных целей, достижение которых всегда будет соответствовать морально-этической концепции человека. Чувство юмора и самоанализ также приобретаются при психологическом взрослении и отражают высокий уровень психического развития.

Социальная зрелость не является идентичным понятием зрелости психологической. Она отражает исключительно аспект социального взаимодействия, при котором учитывает адекватность, предсказуемость и устойчивость личности. Это отражает самостоятельность человека в жизни, когда он не нуждается в физических, материальных или психологических поддержках со стороны окружающих, при полной дееспособности в данном вопросе. Сюда относится умение самостоятельно решить свои бытовые проблемы, уметь обеспечить свое питание и проживание.

Социально-психологическая зрелость напрямую связана с ответственностью, как в личном проявлении относительно только себя, так и на общественном уровне, где вовлечены другие индивидуумы. Если психологическая зрелость заботится о развитии и реализации потенциала личности, то социальная зрелость подразумевает направленное поведение человека, способствующее развитию человечества в целом.

Даже механизмы психологических защит у зрелой личности не находятся на примитивном уровне: среди них будут интеллектуализация, рационализация, вместо и .

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:

– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;

– относительная вовлечённость в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;

– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;

– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;

– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;

– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;

– и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.

Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости во многом измерим степенью ее социализации, поскольку основные признаки касаются именно социального взаимодействия и устроенности личности. Сюда можно отнести широту социальных контактов, которые могут быть на уровне взаимодействия с конкретным человеком, группой людей или человечеством. Чем шире круг, с которым способен взаимодействовать человек, тем выше уровень его зрелости. Кроме этого учитывается характер данного социального взаимодействия, который может заключаться в присвоении и использовании чужих достижений в процессе контакта или в сознательном воспроизводстве с целью улучшения. Важным критерием является социальная компетентность, отражающая умение человека ориентироваться в различных ситуациях общения и общественных нормах.

Среди внутренних характеристик уровень зрелости отражает количество теплоты, проявляемое в сторону другого в сочетании с чувствительностью, чтобы забота не превратилась в навязчивость. Принятие себя и других помогает устанавливать безопасные отношения, возможность открываться и развиваться. Чем выше уровень понимания и принятия собственной личности, тем выше способность к формированию адекватного конструктивного взаимодействия.

Высокий уровень личностной зрелости состоит из высокого развития чувства ответственности и толерантности. Чем выше стремление к саморазвитию и чем эффективнее и быстрее оно происходит, тем о более высоком уровне психологической зрелости можно говорить. Этому способствует позитивное мышление и открытое отношение к миру. Развитие и совершенствование личности не останавливается ни после достижения физической автономности, ни после социальной самостоятельности. Данный процесс бесконечен и включает огромное количество факторов, над которыми можно постоянно работать – от реализации собственных , до принятия не идеальности всего мира.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»