Все секреты медицины

Все секреты медицины

» » Субъективность и объективность в философии. Хэмминг. «Вы и ваши исследования. Объективность и объективное мнение

Субъективность и объективность в философии. Хэмминг. «Вы и ваши исследования. Объективность и объективное мнение

Часто можно услышать такую критику, что кто-то "не объективен". И это кажется универсальным аргументом против говорящего. Объективность - это или одно из условий? Насколько специализирован этот термин? Обладает он сугубо положительной окраской или априори нейтрален? Определение объективности, ее связь с субъективностью, объективность в философии и ее роль в научной картине мира - такова тематика нижеприведенной статьи.

Терминология

Логический словарь дает очень строгое, хотя и не совсем понятное определение, которое отталкивается от понятия субъективности. Если сказать коротко, то объективность - это суждение, не зависящее от субъективных вкусов и предпочтений.

Но такая дефиниция неполная и требует более углубленных знаний в предмете исследования. Вот почему лучше обратиться к словарю Ушакова. В нем говорится, что объективность - это непредвзятое и беспристрастное отношение.

Кроме того, часто уточняется, что данный термин является отвлеченым существительным, образованным от слова "объективный". Ефремова, в свою очередь, утверждает, что последнее можно описать следующей дефиницией: связанный с внешними условиями.

Объективный и субъективный

Возвращаясь к самому первому данному здесь определению, необходимо упомянуть и о термине "субъективность" в том числе. Грубо говоря, эти два рассматриваемых понятия противоположны. Субъективность напрямую зависит от личностных предпочтений и вкусов, она связана с интересами и взглядами субъекта.

Объект и субъект

Для удобства оперирования понятиями обозначим, что то, на что направлена деятельность, называют объектом. Субъекту же можно дать следующее описание - тот, кто регулирует и, собственно, осуществляет деятельность как таковую.

История понятий "субъективность" и "объективность"

Интересен факт, что латинские слова, от которых произошли рассматриваемые термины, изначально имели диаметрально противоположные значения по отношению друг к другу.

Следующим этапом развития стало мнение, что субъективность соответствует искусству, а объективность - науке. Этому способствовало и четкое разграничение данных сфер.

Одного с другим прочно укоренилось и, более того, отточило дефиниции до современных мерок в таком виде, в каком их признают сейчас и в каком они приведены непосредственно в данной статье.

Объективность как свойство

Реальность в качестве внешнего мира обладает объективностью. Почему? Во-первых, потому, что является первопричиной для самой себя. Во-вторых, человек и его сознание есть порождение реальности на одной из ступеней ее развития. А он (человек), в свою очередь, является отображением объективного мира.

Одно из условий объективности - это как раз таки ее независимость от порождения внешнего мира (человеческого сознания). Из вышесказанного можно сделать такой вывод: термин может быть не только принципом, но и свойством.

Принцип объективности

Основной вопрос философии следующий: что первично, дух или материя? Дилемма имеет два соответствующих решения. И если за основу взять второе (то есть все-таки материя), возникает необходимость в признании объективно реального существования предмета познания, а также и возможности того, что в ходе человеческой предметной деятельности он найдет свое адекватное отражение.

Принципу объективности соответствует такой тип мышления, при котором не подвергается субъективной оценке, то есть не получает внешних определений, а проявляет свои свойства сам. Предмет не подчиняется мышлению, напротив, первое стоит над вторым. Можно сказать, что истина - это то, что останется верным, даже если отрицать ее.

Научная объективность

Объективность является одним из важнейших требований научного метода. исключением субъективного толкования результата.

Принцип научной объективности - особенность научного метода. Он обязывает к:

  • рассуждению (быть доказательными и обоснованными);
  • стремлению к наиболее полному знанию, выдерживающему проверку опытом;
  • многосторонним методам и оценке;
  • сбалансированному сочетанию этих методов и приемов исследования (например, индукция и дедукция).

Таким образом, объективность - это то, что приближает научный подход к истине, однако не делает его абсолютно истинным.

Человечество. О. предполагает освобождение от «наблюдателя», выносящего о мире и всегда исходящего из определенной т.зр.
Абсолютная О. недостижима ни в одной области, включая научное . Тем не менее объективного знания - одна из наиболее фундаментальных ценностей науки. О. исторична: мнения, представлявшиеся объективными в одно , могут оказаться субъективными в др. Напр., астрономы более двух тысяч лет считали вполне объективной геоцентрическую картину мира; потребовалось несколько столетий и усилия выдающихся ученых и философов (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей и др.), чтобы показать, что более объективной является гелиоцентрическая картина.
Хотя постоянно стремится к О., и субъективное, и вера в ней существенным образом переплетены и нередко взаимно поддерживают друг друга. Знание всегда подкрепляется интеллектуальным чувством субъекта, и предположения не становятся частью науки до тех пор, пока что-то не заставит в них поверить. Субъективная вера стоит не только за отдельными утверждениями, то и за целостными концепциями или теориями. Особенно наглядно это проявляется при переходе от старой теории к новой, во многом аналогичном «акту обращения» в новую веру и не осуществимом шаг за шагом на основе логики и нейтрального опыта. Как показывает науки, такой переход или происходит сразу, хотя не обязательно в один прием, или не происходит вообще при жизни современников новой теории. «Коперниканское учение приобрело лишь немногих сторонников в течение почти целого столетия после смерти Коперника. Работа Ньютона не получила всеобщего признания, в особенности в странах континентальной Европы, в продолжение более чем 50 лет после появления «Начал». Пристли никогда не принимал кислородной теории горения, так же как лорд Кельвин не принял электромагнитной теории и т.д.» (Т. Кун). М. Планк замечал, что «новая научная прокладывает дорогу к триумфу не посредством убеждения оппонентов и принуждения их видеть в новом свете, но скорее потому, что ее оппоненты рано или поздно умирают и вырастает поколение, которое привыкло к ней».
Определенная верований лежит в основе не только отдельной теории, но и самой науки в целом. Эта система задает предпосылки научного теоретизирования и определяет то, что отличает научное от идеологического, утопического или художественного мышления. Совокупность мыслительных предпосылок науки размыта, значительная их часть носит неявного знания. Этим прежде всего объясняется, что науку трудно сколь-нибудь однозначно отграничить от того, что наукой не является, и определить исчерпывающим перечнем правил.
Предпосылочным, опирающимся на неявные, размытые верования и в этом смысле субъективным является и мышление целой исторической эпохи. Совокупность этих верований определяет мышления эпохи, ее интеллектуальный . Стиль мышления почти не осознается той эпохой, в которую он господствует, и подвергается определенному осмыслению и критике только в последующие эпохи. Переход от стиля мышления одной эпохи к стилю мышления др. (и значит, от одного общего типа О. к др.) является стихийно-историческим процессом, занимающим довольно длительный период.
Конкретные науки различаются своими характерными типами О. К. Леви-Строс пишет, в частности, об О. (физической) антропологии, что она не только требует от исследователя абстрагироваться от своих верований, предпочтений и предрассудков (подобная О. свойственна всем социальным наукам), но и подразумевает большее: « идет о том, чтобы подняться не только над уровнем ценностей, присущих обществу или группе наблюдателей, но и над методами мышления наблюдателя... Антрополог не только подавляет свои чувства: он формирует новые мышления, способствует введению новых понятий времени и пространства, противопоставлений и противоречий, столь же чуждых традиционному мышлению, как и те, с которыми приходится сегодня встречаться в некоторых ответвлениях естественных наук». Неустанный поиск антропологией О. происходит только на уровне, где явления не выходят за пределы человеческого и остаются постижимыми - интеллектуально и эмоционально - для индивидуального сознания. «Этот чрезвычайно важен, - подчеркивает Леви-Строс, - поскольку он позволяет отличать О., к которому стремится , от О., представляющей для других социальных наук и являющейся, несомненно, не менее строгой, чем ее тип, хотя она располагается и в иной плоскости». Антропология в этом отношении ближе к гуманитарным наукам, стремящимся оставаться на уровне значений (смыслов).
В зависимости оттого, какое из употреблений языка имеется в виду, можно говорить об О. описания, О. оценки и О. художественных образов (в последних наиболее ярко выражаются экспрессивная и оректическая ).
О. описания можно охарактеризовать как степень приближения его к истине; промежуточной ступенью на пути к такой О. стала . О. оценки определяется ее эффективностью, являющейся аналогом истинности описательных утверждений и указывающей, в какой мере способствует успеху предполагаемой деятельности. Эффективность устанавливается в ходе обоснования оценок (и прежде всего - их целевого обоснования), в силу чего О. оценки иногда, хотя и не вполне правомерно, отождествляется с ее обоснованностью.
К. Маркс отстаивал идею, что групповая субъективность совпадает с О., если это - субъективность передового класса, т.е. класса, устремления которого направлены по линии действия законов истории. Напр., буржуазные социальные теории субъективны, поскольку их сверхзадача - сохранение капиталистического общества, что противоречит законам истории; пролетарские революционные теории объективны, ибо они выдвигают цели, отвечающие этим законам. Согласно Марксу, положительно ценным объективно является то, чего требуется законами истории. В частности, если в силу таких законов неизбежен революционный переход от капитализма к коммунизму, то объективно хорошим будет все, что отвечает интересам пролетарской революции и задачам построения коммунистического общества.
История представляет собой, однако, смену уникальных и единичных явлений, в ней нет прямого повторения одного и того же, и потому в ней нет законов. Отсутствие законов исторического развития лишает основания идею, что оценка из субъективной способна превратиться в объективную и истинной. Оценки в отличие от описаний не имеют истинностного значения; они способны быть лишь эффективными или неэффективными. Эффективность же в отличие от истины всегда субъективна, хотя ее субъективность может быть разной - от индивидуального пристрастия или каприза до субъективности целой культуры.
В науках о культуре можно выделить три разных типа О. (см. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК). О. социальных наук (экономическая наука, социология , демография и др.) не предполагает понимания изучаемых объектов на основе опыта, переживаемого индивидом; она требует использования сравнительных категорий и исключает «я», «здесь», «теперь» («настоящее») и т.п. О. гуманитарных н а у к (история , антропология, лингвистика и т.п.), напротив, опирается на систему абсолютных категорий и на основе абсолютных оценок. И наконец, О. нормативных наук (этика , эстетика, искусствоведение и т.п.), также предполагающая систему абсолютных категорий, совместима с формулировкой явных оценок, и в частности явных норм.
В эпистемологии 17-18 вв. господствовало , что О., обоснованность и тем самым научность необходимо предполагают , а утверждения, не допускающие квалификации в терминах истины и лжи, не могут быть ни объективными, ни обоснованными, ни научными. Такое убеждение было вызвано в первую очередь тем, что под наукой имелись в виду только ; социальные и гуманитарные науки считались всего лишь преднауками, существенно отставшими в своем развитии от наук .
Сведение О. и обоснованности к истине опиралось на убеждение, что только истина, зависящая лишь от устройства мира и потому не имеющая градаций и степеней, являющаяся вечной и неизменной, может быть надежным основанием для знания и действия. Там, где нет истины, нет и О., и все является субъективным, неустойчивым и ненадежным. Все формы отражения действительности характеризовались в терминах истины: речь шла не только об «истинах науки», но и об «истинах морали» и даже об «истинах поэзии». Добро и оказывались в итоге частными случаями истины, ее «практическими» разновидностями. Редукция О. к истинности имела своим следствием также сведение всех употреблений языка к описанию: только может быть истинным и, значит, надежным. Все др. употребления языка - оценка, обещание, декларация ( мира с помощью слов), экспрессив, оректив, предостережение и т.д. - рассматривались как замаскированные описания или объявлялись случайными для языка, поскольку казались субъективными и ненадежными.
В . 19 в. позитивисты объединили разнообразные неописательные утверждения под общим названием «оценок» и потребовали решительного исключения всякого рода «оценок» из языка науки. Одновременно представители философии жизни, стоявшей в оппозиции позитивизму, подчеркнули важность «оценок» для всего процесса человеческой жизнедеятельности и неустранимость их из языка социальной философии и всех социальных наук. Этот об «оценках» продолжается по инерции и сейчас. Однако очевидно, что если социальные и гуманитарные науки не будут содержать никаких рекомендаций, касающихся человеческой деятельности, существования таких наук станет сомнительной. Экономическая наука, политология, лингвистика, и т.п., перестроенные по образцу физики, в которой нет субъективных и потому ненадежных «оценок», бесполезны.
Не только описания, но и оценки, нормы и т.п. могут быть обоснованными или необоснованными. Действительная , касающаяся социальных и гуманитарных наук, всегда содержащих явные или неявные оценочные утверждения (в частности, двойственные, описательно-оценочные высказывания), состоит в том, чтобы разработать надежные критерии обоснованности и, значит, О. такого рода утверждений и изучить возможности исключения необоснованных оценок. Оценивание всегда субъективирует, в силу чего отстоят дальше от идеала О., чем науки о природе. Вместе с тем без такого рода субъективации и тем самым отхода от О. невозможна человека по преобразованию мира.
В естественных н а у к также имеются разные типы О. В частности, физическая О., исключающая телеологические (целевые) объяснения, явным образом отличается от биологической О., обычно совместимой с такими объяснениями; О. космологии, предполагающей «настоящее» и «стрелу времени», отлична от О. тех естественных наук, законы которых не отличают прошлого от будущего.
Проблема О. художественных образов остается пока почти неисследованной. Аргументация (и прежде всего ) объективирует поддерживаемое положение, устраняет личностные, субъективные моменты, связанные с ним. Однако в художественном произведении ничего не нужно специально обосновывать и тем более доказывать, напротив, надо отрешиться от желания строить цепочки рассуждений и выявлять следствия принятых посылок. И вместе с тем может быть не только субъективным, но и объективным. «...Сущность художественного произведения, - пишет К.Г. Юнг, - состоит не в его обремененности чисто личностными особенностями - чем больше оно ими обременено, тем меньше речь может идти об искусстве, - но в том, что оно говорит от имени духа человечества, сердца человечества и обращается к ним. Чисто личное - это для искусства ограниченность, даже порок. «Искусство», которое исключительно или хотя бы в основном личностно, заслуживает того, чтобы его рассматривали как ». По поводу идеи З. Фрейда, что каждый является инфантильно-автоэротически ограниченной личностью, Юнг замечает, что это может иметь силу применительно к художнику как личности, но не приложимо к нему как творцу: «ибо творец ни автоэротичен, ни гетероэротичен, ни как-либо еще эротичен, но в высочайшей степени объективен, существенен, сверхличен, пожалуй, даже бесчеловечен или сверхчеловечен, ибо в своем качестве художника он есть свой , а не человек».

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

1) характер, освобождение от всего субъективного, от субъективных влияний; , нейтральность. Объективностью также называют способность что-либо наблюдать и излагать «строго объективно». Но такой способностью человек не обладает. Напротив, во всяком познании и высказываниях любого рода взаимодействует весь факторов, относящихся к телесному, душевному и духовному бытию индивида, включая и действующие в нем подсознательные силы и трансцендентные переживания. Поэтому подлинная объективность достигается лишь весьма приблизительно и остается для научного труда идеалом; 2) духовная совершать не ради личной выгоды, а во высшего порядка. Предпосылкой объективности является способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, порядку вещей и преданность делу.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ОБЪЕКТИВНОСТЬ" в других словарях:

    Беспристрастность, беспристрастие, нелицеприятность, непредубеждённость, непредвзятость, справедливость; непредубежденность, независимость, нелицеприятие, честность. Ant. необъективность, пристрастность, пристрастие, предубеждённость,… … Словарь синонимов

    - (от слова объект). Свойства предмета сами по себе, независимо, от того, как они представляются наблюдателю. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОБЪЕКТИВНОСТЬ от слова объект. Предметность, наглядность.… … Словарь иностранных слов русского языка

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

объекти вность

1. ж.

Отвлеч. сущ. по знач. прил.: объективный (1*).

2. ж.

Отвлеч. сущ. по знач. прил.: объективный (2*).

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОБЪЕКТИВНОСТЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Энциклопедическом словарике:
    1) действительное существование как самостоятельного объекта, независимо от сознания; принадлежность к объективной реальности; 2) причастность к объективному познанию; 3) беспристрастность, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    объекти"вность, объекти"вности, объекти"вности, объекти"вностей, объекти"вности, объекти"вностям, объекти"вность, объекти"вности, объекти"вностью, объекти"вностями, объекти"вности, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Новом словаре иностранных слов:
    1) действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений; принадлежность к объективной реальности; 2) …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Словаре иностранных выражений:
    1. действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений; принадлежность к объективной реальности; 2. …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: беспристрастность, беспристрастие, нелицеприятность (кн.), непредубежденность, непредвзятость, справедливость Ant: необъективность, пристрастность, пристрастие, предубежденность, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: беспристрастность, беспристрастие, нелицеприятность (кн.), непредубежденность, непредвзятость, справедливость Ant: необъективность, пристрастность, пристрастие, предубежденность, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: объективный (1*). 2. ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: объективный …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    объект`ивность, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    объективность, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Орфографическом словаре:
    объект`ивность, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    объективности, мн. нет, ж. (книжн.). 1. Отвлеч. сущ. к объективный. 2. Отсутствие предвзятости, беспристрастное отношение к …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. отвлеч. сущ. по прил. объективный I II ж. отвлеч. сущ. по прил. объективный …
  • ВО ИМЯ ЖИЗНИ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:03:16 Цитаты из интервью "Во имя жизни" для газеты "Дойче Фольксцайтунг ди тат", 1985 (автор Быков, Василь …
  • РОРТИ
    (Rorty) Ричард (р. 1931) - американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 - профессор гуманитарных наук …
  • ПИАЖЕ в Новейшем философском словаре:
    (Piaget) Жан (1896-1980) - швейцарский ученый, один из ведущих психологов 20 в. Создал новое научное направление - генетическую эпистемологию. Отвечая …
  • ДЕКАРТ в Новейшем философском словаре:
    (Descartes) Рене (латинизиров. имя - Картезий; Renatus Cartesius) (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Автор многих открытий в математике …
  • РОРТИ в Словаре постмодернизма:
    (Rorty) Ричард (р. в 1931) - американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 - профессор гуманитарных …
  • ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА в Словаре постмодернизма:
    - книга Левинаса ("Humanisme de l"autre homme", 1973), в которую включены три его автономные работы: "Значение и смысл", "Гуманизм и …
  • НАТУРАЛИЗМ в Литературной энциклопедии:
    [от лат. natura — природа] — название течения в европейской лит-ре и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и …
  • ЛАССАЛЬ в Литературной энциклопедии:
    Фердинанд — немецкий политический деятель и писатель. Р. в Бреславле. Учился в Бреславле и в Берлине; в …
  • ТЕНДЕНЦИЯ
    и тенденциозность (от лат. tendo - направляю, стремлюсь), в искусстве идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые …
  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и явление, философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся …

Объективность и, в первую очередь, объективность информации как качество окружающих нас информационных полей, крайне важна и в повседневной жизни, и для профессиональной самореализации.

К сожалению, зачастую субъективность суждений, которые маскируются под объективное мнение какого-то специалиста, не позволяют нам правильно понять проблему и принять адекватное и объективное решение. Давайте разберемся в том, что же такое объективность, возможно ли ее отличить от субъективного мнения и как правильно преподносить информацию в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Что это такое

Что такое объективность и для чего нужно уметь ее распознавать? В философии давно существовал научный спор об объективном и субъективном, так же как об истине и правде. В результате многовековых споров философы нашли точку для разделения этих понятий.

Они установили, что объективность истины – это ее непреложное качество. Тогда, видимо, и появилось выражение: «У каждого своя правда, а истина – одна для всех». Исходя из этого можно вывести определение, что:

  • Объективность как качество, не связанно с личными суждениями и интересами, не отталкивается от предпочтений, существует само по себе и не зависит от оценки. Оно основывается на постоянных величинах, объективных фактах, выводах, подкрепленных результатами научных исследований, и т.п. Это такое качество, которое нельзя оспорить или изменить по желанию. Оно основывается на научном или ином практическом знании об объекте.
  • Противоположностью этого качества является субъективность. В этом качестве все связано с мнением, суждением, оценкой, личностными критериями и желаниями. Субъективность всегда отталкивается от субъекта. Субъективная информация – это информация, созданная или измененная субъектом.

К примеру, когда мы рассуждаем о таких качествах, как практичность, красота, вкус и прочие, мы неизбежно даем личную оценку или используем личный субъективный опыт, а значит, наши рассуждения субъективны. Когда же мы говорим о точных величинах (время, вес и подобные им) или о научных фактах – это объективное мнение, поскольку мы берем за основу неоспоримые данные или факты.

«Горячая вода» и «температура кипения воды 100 градусов по Цельсию» — это субъективная и объективная форма подачи информации об одном и том же качестве воды.

Интересно, что с точки зрения семантического анализа русского языка, субъективность почти всегда выражена именем прилагательным, в то время как использование глаголов в речи способствует усилению восприятия информации как объективной.

Почему важно уметь трансформировать информацию в объективное мнение? В первую очередь потому, что в этом виде люди лучше воспринимают то, что вы хотите им рассказать. Субъективное мнение, скорее всего, поставят под сомнение, к нему не прислушаются или оно станет источником спора. К объективному мнению отнесутся серьезно. При этом можно использовать этот навык как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни.

Допустим, вы хотите убедить руководителя в правильности избранного вами пути для решения какого-либо вопроса. Если ваше объективное мнение будет основываться на научных данных и выводах, сделанных ранее и никем не оспоренных, вы, скорее всего, сможете отстоять свою точку зрения. Если же вы преподнесете ту же информацию, но только как ваше собственное суждение, результат может быть противоположным.

Этой стратегией можно пользоваться и в работе с детьми. Дети скорее доверяют информации, облеченной в научную или точную форму. Поставьте вместе с ними опыт и, поверьте, результат опыта будет для них лучшим подтверждением объективной истины, чем десяток прочитанных книг.

Безусловно, есть сферы, где нет и не может быть объективного мнения. Искусство – живопись, музыка, театр – всегда воспринимаются субъективно, т.е. оцениваются каждой личностью исходя из ее предпочтений. Субъективное суждение возможно и в тех научных областях, где еще не сложилось единого мнения, еще нет возможности сделать окончательные и объективные выводы, поскольку отсутствуют точные научные данные.

Возьмем, к примеру, рассуждения астрономов об устройстве Вселенной. Технологически невозможно измерить ее размеры, получить информацию о физических процессах, происходящих в ней. Сведения о Вселенной имеют разрозненный характер, не позволяющий увидеть картину целиком.

При таком наборе фактов невозможно получить объективное мнение о данном объекте. Большинство исследователей в этой области пока лишь делают предположения и создают каждый свою модель Вселенной, предполагая, какие из известных нам физических законов могут в ней действовать.

Но даже уже сделанные открытия не всегда сразу принимались научными кругами. История знает случаи, когда открытия, сделанные учеными, долгое время считались лишь субъективным мнением. В таких случаях только время могло превратить научную гипотезу в объективную истину.

Реальность. Объективная или субъективная

Еще один важный вопрос, который задают философы и психологи: объективной или субъективной категорией является реальность?

С точки зрения философии, реальность как совокупность фактов, предметов, действий, безусловно, объективна, но только в каждый конкретный момент времени. Поскольку реальность крайне изменчива и практически всегда оценивается субъектом, это обусловливает ее субъективность.

В психологии устойчивыми понятиями стали объективная реальность и субъективная реальность. При работе с индивидуумом важно понять, каково отношение личности к каждой из них, как она их оценивает, кто, по ее мнению, оказывает влияние на их формирование.

Дети часто принимают за объективную реальность мнение родителей или взрослых, имеющих авторитет. Поэтому важно научить ребенка формировать свою позицию и отличать субъективное мнение от объективных фактов.

Покажите ребенку, что иметь свое субъективное мнение очень важно. Спросите, как он относится к какому-то явлению природы. Сходите с ним на выставку или на концерт, обсудите книгу или фильм. Расскажите о том, что вы думаете и что чувствуете. Попросите его описать свои мысли и чувства.

Откройте ребенку мир объективных знаний и науки. Расскажите о том, как ученые исследуют реальность и делают открытия и как объективные знания помогают нам в жизни. Автор: Руслана Капланова

Объективность, объективный взгляд – противоположность субъективности. Это очищенный от эмоций, бесстрастный взгляд с третьей позиции восприятия , с позиции постороннего наблюдателя: наблюдая себя, других и события как бы со стороны, привычка непредвзято, без «любимых» и «противных», анализировать и оценивать происходящее.

Объективность в отношении себя и того, что произошло с вами

О посторонних мы можем говорить объективно: рост, вес, уровень культуры, особенности ума, трудности характера… Переоценивать себя так же глупо, как и недооценивать, а знать себя – это всегда видеть себя со стороны, сравнивать с окружающими и собирать факты. Просто – факты.

Очищенный от эмоций, бесстрастно объективный взгляд на ситуацию – необходим для успешного бизнеса, и практика бизнеса давно выработала для этого многочисленные способы. Самые известные из них, это:

  • Временная отсрочка реакции,

В британской армии согласно инструкции запрещена подача жалобы в день, когда инцидент произошел: вы можете сделать это только на следующее утро, когда эмоции отошли и более вероятен взгляд со стороны, как на вчерашнее. Мудро, однако!

  • Письменное изложения происшедшего

То, что в устной речи заменяется выразительными глазами ("Ну сами понимаете!»), на бумаге надо выразить точными словами. Приходится думать, да и зрители не поддерживают… Короче, пока найдешь нужные слова, и эмоции остыли.

  • Форма докладной записки.

Требование в формулировании жалобы и претензии (не важно, письменном или устном) соблюдать сухой формат докладной записки также очень не случайно: этот формат, в отличие от лирических выплесков, настраивает на репортажное и куда как более объективное изложение происшедшего с указанием всех действующих лиц, четким простроением временной последовательности событий и причинно-следственных связей.

Дата. Адрес и телефон. Паспорт (или документ, его заменяющий). Подпись. В какое место вставить свое возмущение??

Объективность проблемы

С некоторой точки зрения говорить об объективных проблемах нет оснований. С чьей стороны объективно? Гусеница превращается в куколку – плохо для гусеницы, хорошо для бабочки. Это проблема? См.→

Объективность результатов психологического эксперимента

Когда описанное существует так не только для меня, а для всех разумных людей, это называется объективность. Считается, что научный результат – это инвариант по отношению ко многим факторам: « … научный результат должен быть инвариантным относительно пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследования, то есть объективным … » . См.