Все секреты медицины

Все секреты медицины

» » Как Сталин «платное образование» ввёл. Платное образование при сталине доказано Про платное образование при Сталине

Как Сталин «платное образование» ввёл. Платное образование при сталине доказано Про платное образование при Сталине

Этой статьёй открываю ещё один цикл. Фраза "при Сталине такого не было" давно стала крылатой. Она применяется как к положительным, так и к отрицательным явлениям. Действительно, многое из того, что сейчас кажется обыденным, на первый взгляд неприменимо к тем временам. И наоборот. Так ли это?



Теоретики социализма считали злом товарно-денежные отношения. Небеспочвенно. Но, к сожалению, альтернативы в глобальном масштабе нет до сих пор. Что и подтвердили эксперименты социалистов-практиков в начале 1920-х. В то время попытки исключить из оборота обесценившуюся денежную массу и перейти к системе безвозмездного распределения продуктов, услуг, материального имущества чуть было не привели к второму витку гражданской войны. И деньги вернулись во все сферы общественной жизни. Вплоть до 1960-х в СССР население самостоятельно оплачивало огромное число услуг, признанных потом общедоступными. Медицина, образование, соцкультбыт были на частичной самоокупаемости. Сегодня поговорим о довоенном образовании.

После революции система образования была признана важнейшей отраслью. Были запрещены частные школы, введен принцип бесплатности образования. Однако, уже в 1923 г. был издан декрет, позволяющий регулировать вопрос оплаты на местах - в городах и ПГТ. Предусматривались категории "бесплатников", их численность в школах не должна была быть меньше 25%. Запрещалось взимать плату в дошкольных учреждениях и учреждениях низшего профобразования. Определялся специальный порядок платного обучения в вузах. В 1927 г. частичная оплата обучения была продлена, расширен список таких заведений. В то время вопрос в каждом случае решался индивидуально, были и полностью бесплатные, и сильно коммерционализированные учреждения. Не было и единых тарифов. Оплата расчитывалась исходя из доходов семьи. Для бедняков она составляла 1% от заработка в школах и детсадах, 1,5% в техникумах, 3% в вузах. С обеспеченных брали 3%, 4%, 5% от заработка соответственно. Ещё сложнее был расчёт для крестьян и кустарей.

В довоенном Белгороде государственные школы были бесплатными. Кроме них было 3 школы и 6 детских садов, состоящих на балансе ЮЖД, в них обучались дети железнодорожников, все расходы оплачивало само ведомство. Однако, платные профессиональные курсы, повышение квалификации, дополнительное образование, обучение музыкальным, художественным искусствам, частные уроки, услуги воспитателей практиковались очень широко.

С 1940 г. ситуация меняется. Принимается постановление правительства о всеобщем платном образовании в старших классах, техникумах и вузах. Обоснование простое: повысилось благосостояние населения, сильно возросли расходы на образование и науку. Действительно, темпы строительства и уровень оснащения учебных заведений во второй половине 1930-х сильно возросли. В это время ежегодно (!) в Белгороде строится и вводится в строй новая школа, расширяется сеть ссузов и ФЗУ, в 1939 открывается учительский институт.

Как отреагировало общество на нововведение? Конечно негативно. В дело вступила пропаганда. Вот так гражданам объясняли преимущества неожиданных расходов:

Стоимость обучения в 8-10 классах в средних школах в Белгороде составляла 150 руб. в год. Столько же платили студенты техникумов, педучилища, профшкол, медицинских школ. Много это или мало? Средняя зарплата по стране тогда была около 300 руб. И хотя разброс в доходах был не таким огромным как сейчас, большинство белгородцев реально получало не более 150-200 руб. Причина - слабая развитость промышленности. Самыми обеспеченными среди добропорядочных граждан были стахановцы, например на железной дороге и заводах тогда могли получать 600 и более руб. Есть примеры заработка белгородскими машинистами в 1939-1940 свыше 1,5 тысяч рублей в месяц. В целом же оплата года школы примерно равнялась месячной зарплате одного из родителей.

Плата за обучение в учительском институте устанавливалась в 300 руб. в год. Согласно постановлению СНК, студенты, в том числе старших курсов, не оплатившие текущий семестр до ноября, автоматически отчислялись. Учащиеся вечерних школ, заочники вузов, средних профессиональных учебных заведений и курсов оплачивали половину обычной стоимости. При этом был довольно значительный список льготников-школьников, обучавшихся бесплатно: сироты, дети инвалидов, малообеспеченных и т.д. Студенты из числа нуждающихся могли претендовать на государственную стипендию, которой оплачивалось профессиональное обучение. Кроме того покрыть расходы на оплату могла и привычная стипендия, для получения которой нужно было иметь не менее двух третей отличных оценок и трети хороших. В ряде учебных заведений продолжали предоставлять бесплатное общежитие.

Платное образование в СССР было отменено в 1956 г. На фоне дальнейшего увеличения безвозмездных социальных благ последующего периода, описанный подход выглядит странным. Но довоенная страна была наполнена контрастами иногда больше чем сейчас. Об этом в продолжении.

Периодически вспыхивают жаркие споры на тему было ли образование в СССР платным или оно все же было бесплатным. Одни, ссылаясь на Постановления правительства, доказывают, что за получение образования платили, другие, с тем же упорством ссылаясь на тексты Конституций и другие Постановления правительства, утверждают, что это все брехня и происки врагов. Ну, что ж, давайте попробуем разобраться и с этим вопросом.

После революционного захвата власти большевики в числе новых органов государственного управления создают Комиссариат по Просвещению, во главе которого становится А. В. Луначарский , уже в своем первом своем заявлении в качестве главы Наркомпроса подчеркивавший:

Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения, а вместе с тем устройства ряда таких учительских институтов и семинарий, которые как можно скорее дали бы могучую армию народных педагогов, потребную для всеобщего обучения населения необъятной России.

Этот посыл законодательно закрепляют в первой Конституции РСФСР 1918 года (Конституцию СССР 1924 года рассматривать не будем, т.к. она носила организационный характер и не содержала статей, касающихся прав и свобод граждан), где ст.17 провозглашает:

В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию РСФСР ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование .

Тем не менее, практически сразу провозглашенный принцип бесплатности образовательных услуг сталкивается с проблемой его практической реализации, становясь все более декларативным. Гражданская война с разрухой и обнищанием как народных масс, так и государства, которое к тому же экономически еще было крайне слабо, делало эти усилия тщетными. Обилие правовых актов, закрепляющих безвозмездность образования (даже строго запрещающих Декрет ВЦИК от 27.10.1921 "О воспрещении обязательного взимания платы во всех советских учебных заведениях" , где отказ учащемуся или его родителю в обучении или в приеме в учебное заведение за неучастие в добровольных взносах считалось преступлением по должности, за которое виновные лица из учебной администрации и педагогического персонала подвергались ответственности по приговору народного суда ) не могли изменить сложившееся положение. В учебных и воспитательных заведениях продолжали взимать плату, т.к. образовательным учреждениям надо было как-то функционировать, а учителям/преподавателям/воспитателям на что-то жить (иногда плата принималась даже в натуральном виде - продуктами) . Тогда было найдено компромиссное решение - обьявить, что взимание платы является, во-первых, как бы добровольным, во-вторых, - временным. И вот наш первый Нарком образования, разьясняя ситуацию, вынужден был говорить, что:

Введение платности означает, что государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию , и вынуждено частично возложить льготы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей.

Т.е. за обучение городской и сельской бедноты платила не вымершая за время революционных перемен "вшивая интеллигенция", еще не до конца раскулаченные зажиточные крестьяне, а так же все те кто, кто относился к "социально чуждым" революции "элементам".

Однако, для поднятия экономики (начинавшейся индустриализации) государству были крайне необходимы квалифицированные рабочие кадры. Для решения этой задачи были созданы многочисленные курсы начального профессионального образования, где обучались не имеющие рабочей профессии взрослые, а так же тысячи беспризорников. Эти курсы не только позволяли получить рабочую специальность, но и не были накладными: взрослым в случае отрыва от производства сохраняли их оклады, а подросткам платили стипендии. Инструкция, разработанная согласно Декрету СНК РСФСР от 29.07.1920 "Об учебной профессионально-технической повинности" устанавливала, что размер студенческих стипендий для подростков учеников должен соответствовать шестому разряду третьей группы промышленных предприятий общетарифной сетки.

Надо сказать, что во все годы СССР к начальному профессионально-техническому образованию государство относилось, можно сказать, с трепетом. Подробно с законодательными актами в этом образовательном направлении можно ознакомится здесь: Обучение рабочих в СССР. Часть 1 , Обучение рабочих в СССР. Часть 2 , Обучение рабочих в СССР. Часть 3 , где собрана очень подробная хронологическая подборка документов на эту тему (некоторые документы будут использованы в статье).

С 1922 года стипендии стали получать студенты и других учебных заведений. Декретом СНК РСФСР от 26.05.1922 "О государственных и частных стипендиях для студентов" учреждалось получение студентами высших учебных заведений и практических институтов государственных и частных стипендий. Число государственных стипендий ежегодно определялось особым постановлением Совета Народных Комиссаров (надо сказать, что по отношении общему числу студентов их количество было не велико) . В состав стипендий входили: продовольственное и вещевое снабжение; общежития; денежные выдачи. Размер государственных и частных стипендий определялся не ниже среднего заработка рабочего данной местности. Таким образом, государственные учреждения, фабрично-заводские предприятия, общественные, кооперативные, профессиональные и партийные организации, а также частные предприятия и лица (все те, кто относился к частным учредителям стипендий) получали право учреждения и выплаты стипендий студентам тех учебных заведений, куда их откомандировывали.

В 1923 году положение о временно-добровольном взимании платы было закреплено законодательно. Нормативно-правовым актом, впервые утвердившим возмездность образовательных услуг был Декрет СНК РСФСР от 22 марта 1923 г. «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях народного комиссариата просвещения» .

Декрет СНК РСФСР от 22 марта 1923 г. «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях народного комиссариата просвещения»

В развитие Постановления X Всероссийского Съезда Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:

1. Временно разрешается губернским исполнительным комитетам вводить плату за обучение в учебных заведениях в городах и поселениях городского типа на нижеследующих основаниях.

2. Плата за обучение допускается в школах I и II ступени, в техникумах, практических институтах и высших учебных заведениях.

Примечание. Плата за обучение не может взиматься в школах рабочих подростков, во всех профессиональных низших школах и учебных показательных мастерских, в педагогических учебных заведениях, за исключением тех, которые будут указаны в особой инструкции Народного Комиссариата Просвещения (ст. 11), а равно во всех остальных учебных заведениях, не предусмотренных настоящим Положением (дошкольные учреждения, советские партийные школы и проч.). Правила взимания платы за обучение в высших учебных заведениях и практических институтах устанавливаются упомянутой инструкцией Народного Комиссариата Просвещения (ст. 11).

3. Наемные рабочие и служащие, имеющие право состоять членами профессиональных союзов, за изъятиями, указанными в ст. 4, вносят за обучение своих детей плату в размере, не превышающем 5% их тарифной ставки, независимо от числа обучающихся детей.

4. От платы за обучение детей освобождаются:

а) красноармейцы, военные моряки, командиры, комиссарский и политический состав армии и флота;

б) инвалиды труда и войны;

в) крестьяне, подлежащие по закону освобождению от уплаты продналога;

г) учащиеся стипендиаты;

д) государственные пенсионеры;

е) работники просвещения, состоящие на службе в учреждениях Народного Комиссариата Просвещения, за исключением канцелярского и административно - хозяйственного персонала;

ж) безработные, зарегистрированные на бирже труда, имеющие право на пособие по социальному страхованию;

з) рабочие и служащие, тарифная ставка коих ниже учетверенного государственного тарифного минимума.

Примечание. От платы освобождаются также круглые сироты, оставшиеся по смерти лиц, перечисленных в ст. ст. 3 и 4 категорий.

5. В каждой школе устанавливается не менее 25% бесплатных мест.

6. Разделение лиц, не принадлежащих ни к одной из категорий, указанных в ст. ст. 3 и 4, на группы в зависимости от их имущественного положения и установление размера платы за обучение для лиц, принадлежащих к каждой из указанных групп, производится губернскими исполнительными комитетами, в соответствии с инструкциями Народного Комиссариата Просвещения.

7. Рабочие и служащие, получающие содержание хотя и выше учетверенного государственного тарифного минимума (п. "з", ст. 4), но обремененные семьей, а также несостоятельные родители, не подходящие ни под одну из перечисленных в ст. ст. 3 и 4 категорий, могут быть освобождаемы от платы за обучение детей полностью или частично в порядке, предусмотренном ст. 8.

8. Освобождение от платы за учение и предоставление, в необходимых случаях, льгот по ее внесению, производится особой комиссией в составе: представителя от местного отдела народного образования, одного представителя от местного межсоюзного объединения и одного от школьного совета данной школы. Председателем комиссии является представитель отдела народного образования. В поселениях городского типа, где нет отдела народного образования, председателем комиссии является один из членов исполнительного комитета.

9. Плата изымается заведующим школой или специально назначаемым лицом по четвертям года вперед.

Примечание. Для рабочих и служащих устанавливается ежемесячный взнос платы.

10. Суммы, поступающие от взносов за обучение, зачисляются в специальные средства данной школы, согласно Постановления Совета Народных Комиссаров от 6 марта 1923 года (Собр. Узак., 1923, N 18, ст. 231).

11. Народному Комиссариату Просвещения поручается издание инструкции по применению настоящего Положения.

Председатель
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
М.КАЛИНИН

Заместитель Председателя
Совета Народных Комиссаров
А.ЦЮРУПА

Секретарь
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
Т.САПРОНОВ

Декрет официально разрешил губернским исполнительные комитетам вводить плату за обучение в учебных заведениях в городах и поселениях городского типа, хоть и с оговоркой, что временно; плата за обучение допускалась в школах I и II ступени, в техникумах, практических институтах и высших учебных заведениях . В то же время, были определены категории лиц, имеющих льготы по оплате и освобождаемых от уплаты за образовательные услуги, а так же то количество мест в школах на какие эти лица могут претендовать (согласно декрету в школах 75% мест предполагались платными).

Однако, в середине 1924 года на заседании Политбюро РКП (б) (1924 г.) рассматривался вопрос "О платности в вузах" и было принято решение, что с 1924/1925 учебного года за обучение в ВУЗах будут платить все студенты.

а) Установить как общее правило, что за обучение в ВУЗах платят все студенты...

б) Каждый командированный в ВУЗы студент платит либо сам за себя (при наличии достаточного заработка), либо за него платит командировавшая его организация, либо может практиковаться и комбинированная система уплаты: часть - сам студент, часть - командировавшая его организация.

В) Указанный... порядок начать применять к новому приему в 1924-1925 учебном году, с тем чтобы с нового учебного года он был распространен на всю массу студенчества.

Г) Плату за обучение установить в следующих размерах:

Для лиц, зарплата коих не превышает 100 руб. в месяц, а также лиц, находящихся на иждивении родителей, зарплата коих не превышает 100 руб. в месяц,- 50 руб. в год; от 100 до 200 руб. в месяц - 75 руб. в год

и от 200 до 300 - 100 руб. в год;

Предоставить право местным комиссиям устанавливать для лиц, пользующихся нетрудовыми доходами, плату до 300 руб. в год.

Д) Относительно уже находящихся в ВУЗах студентов принять следующий порядок:
От платы освободить следующие категории студентов:

а) окончивших рабфаки,

б) госстипендиатов,

в) инвалидов войны, находящихся на иждивении соцобеза,

г) детей профессоров и преподавателей ВУЗов и рабфаков, если таковые находятся на иждивении родителей..

Как видно, сумма оплаты за обучение устанавливалась в зависимости от материального положения студента, и была более высокой для лиц, имеющих нетрудовые доходы при этом освобождалась от оплаты строго ограниченная категория лиц.

В конце 1924 года принимается Декрет СНК РСФСР от 06.11.1924 "О государственных стипендиях для студентов высших учебных заведений и рабочих факультетов" , который определяет, что отныне все стипендии, выдаваемые студентам как Народным Комиссариатом Просвещения, так и другими народными комиссариатами, считаются государственными. Следует учесть, что данное постановление говорит о получении стипендий лишь определенной категории студентов - командированных (направленных ) от организаций/предприятий или же состоящих на иждивении (содержании) государства, студенты, которые не имели льгот или направлений от организаций/предприятий стипендий не получали.

Всего в СССР, т. о., 128 (по данным Главпрофобра) вузов и 157 595 учащихся (в 1927- 1928) против 91 вуза и 124 652 учащихся в в 1914/15...Членов и кандидатов ВКП(б) среди студентов-17,1%, членов ВЛКСМ-20,1%. По полу-70,5% мужчин, 29,5% женщин; количество студентов, получающих стипендии (по РСФСР) -50 тыс.

Количество студенчества в 110.000 надо признать преувеличенным, превышающим действительные потребности страны. Главпрофобр стремится к дальнейшему снижению этой цифры, но и ода достигнута путем, с одной стороны, крайнего сокращения приема в этом году - 8.000 рабфаковцев плюс 5.500 остальных, а с другой стороны, столь болезненно протекшей чисткой студенчества, исключившей из его числа до 25.000 человек, не подходящих главным образом по своей академической неуспеваемости.

Хотя сам Нарком образования высказывался против классового подхода к набору студенческой молодежи :

В дальнейшем пополнение высших учебных заведений должно будет пойти по новым путям. Прием специально по рекомендациям партии, комсомола и профсоюзов не оправдывает наши ожидания. Рекомендуются отчасти не совсем приемлемые элементы и, кроме того, иссякает, по–видимому, самый резервуар рабочих, аспирантов в вузы и втузы.

Однако, в 1925 г. было исключено ещё 40 тысяч студентов, при этом нормы отчисляемых планировались заранее - в среднем 20 - 30% от общего числа слушателей. В общем, принцип классового подхода, как к набору студентов, так и к их отчислению оставался главным вплоть до начала 1930-х годов (в особенности в отношении рабфаков ).

Памятка Обкомам и Губкомам РКП (б) о Приеме в В.У.З. 1928 г.

Установить, что плата за обучение в вечерних учебных заведениях (вечерних институтах, вечерних отделениях институтов, вечерних техникумах и других вечерних специальных средних учебных заведениях), а также в 8-10 классах средних школ взрослых взимается в половинном размере от платы за обучение, установленной для соответствующих учебных заведений Постановлением Совнаркома СССР от 2 октября 1940 г. № 1860 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий» (С. П. СССР 1940 г. № 27, ст. 637).

Председатель Совета Народных

Комиссаров Союза ССР

В. Молотов.

Управляющий Делами Совета

Народных Комиссаров СССР

М. Хломов.

Сразу же по областям появляется "народное одобрение" решения правительства:

Обратите внимание на:

Некоторые учащиеся, оставившие школу, идут на практиче­скую работу, большинство из них подало заявления с просьбой направить их на учебу в ремесленные Училища и школы Фабрично-Заводского обучения.

Действительно, тогда же - 2.10.1940 года выходит Указ «О государственных трудовых резервах СССР».

Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.

В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.

В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.

В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения.

2. Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи - организовать в городах Ремесленные Училища с двухгодичным сроком обучения.

3. Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта - помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий - организовать Железнодорожные Училища с двухгодичным сроком обучения.

4. Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горно - рудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы Фабрично - Заводского Обучения с шестимесячным сроком обучения.

5. Установить, что обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.

6. Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства.

7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах в возрасте 16 - 17 лет для обучения в школах Фабрично - Заводского Обучения.

8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.

9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского Обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.

10. Установить, что все окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях, по указанию Главного Управления Трудовых Резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.

11. Установить, что все лица, окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно - Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно статье 10 настоящего Указа.

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР

М.КАЛИНИН

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР

Этим Указом Совет Народных Комиссаров получил право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи, начиная с 14 лет, в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), при этом:

Обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства .

Вводя плату за обучение в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях государство решало сразу три главные задачи. Во-первых, перенос части расходов за образование на население позволял покрывать дефицит бюджетных средств, значительно возросший с середины 1930 годов, когда плата за обучение была фактически отменена. При этом утверждение, что уровень материального благосостояния трудящихся как-то сильно возрос - было большим лукавством. Согласно данным сборника Бюджеты рабочих, колхозников, инженерно-технических работников и служащих (стр. 39 ) в среднемденежный доход семьей рабочихв целом по всем обследуемым отраслям промышленности СССР в 1940 году в месяц составлял порядка 605 руб, но так это в среднем, по отраслям же доходы сильно разнились, при этом в семьях как правило было более 1 ребенка, поэтому затраты на образование были не такими уж и маленькими. Денежные же доходы колхозников вообще сложно учесть, т.к. их работа оплачивалась трудоднями на которые начислялись натуральные продукты в то время, как за обучение надо было платить денежные госзнаки, а не трудодни.

Во-вторых, таким образом государство регулировало необходимую стране численность специалистов с высшим образованием, помните, еще в 1924 году Луначарский говорил, что количество студентов превышает необходимые потребности - двадцатые и тридцатые годы дали экономике достаточное количество специалистов с высшим образованием для проведения ускоренных темпов индустриализации, которые уже преступили или готовы были преступить к профессиональной деятельности, Тем не менее, постреволюционное подрастающее поколение продолжало хотеть образовываться, тем более, что о необходимости этого говорили на каждом шагу, но государству в преддверии войны нужнее были профессиональные рабочие кадры.

В-третьих, вводя плату за обучение в старших классах средней и высшей школах (вследствие чего часть студентов перешла на обучение на различные курсы, другая - на заочное отделение, оставшаяся - занялись трудоустройством) , делая при этом бесплатным (с получением гос.стипендий ) профессионально-техническое образование, государство решало проблему пополнения рабочих рук на местах (заводах/фабриках). А чтобы детки не считали рабочее образование чем то не серьезным или не обязательным Указ Президиума ВС СССР от 28.12.1940 "Об ответственности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы)" определял, что за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы) нарушители подвергаются по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года.

Тем не менее, все же оставались отдельные категории граждан, которые освобождались от оплаты за обучение, а так же некоторые учебные заведения, где сохранялась бесплатность образования.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

Председатель Совета Народных

Комиссаров Союза ССР

В. Молотов.

Управляющий Делами Совета

Народных Комиссаров СССР

М. Хломов.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Сохранить в национальных студиях при Московской государственной консерватории, Московском и Ленинградском театральных институтах бесплатность обучения и ранее существовавший порядок обеспечения учащихся стипендиями.

Председатель Совета Народных

Комиссаров Союза ССР

В. Молотов.

Управляющий Делами Совета

Народных Комиссаров СССР

М. Хломов.

Постановление Совнаркома СССР от 28 октября 1940 г. N 2180 "О сохранении в летных и технических училищах и вузах Главного Управления Гражданского Воздушного флота при Совнаркоме СССР бесплатности обучения, дотации на питание и обмундирование и прежнего порядка назначения стипендий учащимся" (СП СССР, 1940, N 29, ст. 699).

Постановление Совнаркома СССР от 7 декабря 1940 г. N 2452 "Об освобождении от платы за обучение учащихся инвалидов-пенсионеров и их детей и воспитанников детских домов" (СП СССР, 1940, N 31, ст. 785).

Постановление Совнаркома СССР от 11 января 1941 г. N 70 "О сохранении бесплатности обучения и прежнего порядка назначения стипендии учащимся Московской аэросъемочной школы".

Постановление Совнаркома СССР от 12 июня 1941 г. N 1539 "О сохранении бесплатного обучения и прежнего порядка назначения стипендий учащимся педагогических училищ, расположенных в районах Крайнего Севера".

Постановление Совнаркома СССР от 2 июля 1941 г. N 1803 "Об освобождении от платы за обучение детей рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии и ВоенноМорского флота" (СП СССР, 1941, N 16, ст. 311)

В годы Великой Отечественной войны отмена платы за обучение и обеспечение стипендиями проходила в основном либо по национальному признаку, либо по признаку малообеспеченности.

Постановление Совнаркома СССР от 5 января 1943 г. N 5 "Об освобождении в Казахской ССР учащихся казахов, уйгур, узбеков и татар от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 212 "Об освобождении в Узбекской ССР учащихся узбеков, каракалпаков, таджиков, киргизов, казахов и местных евреев от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся

Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 213 "Об освобождении в Азербайджанской ССР учащихся азербайджанцев и армян от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 19 марта 1943 г. N 302 "Об освобождении в Туркменской ССР учащихся туркмен, узбеков и казахов от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 15 мая 1943 г. N 528 "Об освобождении от платы за обучение и обеспечении стипендиями студентов Кабардино-Балкарского педагогического института".

К концу войны перечень категорий граждан, освобожденных от оплаты за обучение несколько расширился, в льготную категорию попали демобилизованные по ранению военнослужащие, дети воинов, погибших на фронтах, дети инвалидов I и II групп, студенты-инвалиды и дети учителей. В то же время местные облсоветы депутатов могли принимать решения об освобождении от оплаты за обучение студентов заочных отделений определенных специальностей.

В 1947 г. Верховный Совет СССР принял новую редакцию ст. 121 Конституции СССР, по которой гарантировалось бесплатное семилетнее обучение, и вводилась система государственных стипендий для отличившихся студентов высшей школы. Восстанавливающаяся после войны страна нуждалась в средствах, поэтому плата за обучение в старших классах и вузах продолжала взиматься.

Отмена оплаты за обучение стала возможна благодаря росту валового дохода страны, в то же время данное решение носило не только экономический, но и политический характер: " в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования".

Годом ранее 18 марта 1955 года вышел Указ ВС СССР «Об отмене призыва (мобилизации) молодежи в ремесленные и железнодорожные училища» , который оставил в прошлом добровольно-принудительную мобилизацию молодежи в ремесленные училища и фабрично-заводские школы, в дальнейшем преобразованные в единую сеть ПТУ.

Однако, в замен отмены оплаты за обучение и принудительной мобилизации государство решает приучать молодежь к труду уже со школьной скамьи, об этом еще в начале 1956 года на ХХ съезде КПСС заявляет Н. Хрущев:

«Необходимо не только ввести в школах преподавание новых предметов, дающих основы знаний по вопросам техники и производства, но и систематически приобщать учащихся к труду на предприятиях, в колхозах и совхозах, на опытных участках и в школьных мастерских».

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принимает Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» , положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг.

Главной целью реформы объявляется подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Вместо 7-летнего вводится всеобщее обязательное 8-летнее образование, переход на которое осуществляется к 1963 году. Полное среднее образование за счет увеличения трудовых часов увеличивается с 10 до 11 лет. В учебные планы средних школы вводятся: в 1-4 классах – труд, в 5-7 классах – практические занятия в мастерских и на опытных учебных участках, в 9-11 классах – практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству.

полное среднее образование молодёжи, начиная с 15-16-летнего возраста, осуществляется на основе соединения обучения с производительным трудом с тем, чтобы вся молодёжь в этом возрасте включалась в общественно полезный труд...

Необходимо всемерное улучшение и расширение вечернего и заочного образования путем укрепления заочных и вечерних вузов, развития сети вечернего и заочного образования на базе стационарных вузов, организации вечерней и заочной подготовки специалистов непосредственно при крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

Говорилось в документе. В общем, это можно назвать завуалированной платой за обучение.

На практике лозунг связи школы с жизнью реализовывался слабо. Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие слабого развития материально-технической базы учебных заведений. Лишь небольшая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе. В то же время уровень общеобразовательной подготовки учащихся значительно снизился.

В начале 1964 года Комиссия по народному образованию Верховного совета РСФСР принимает Постановление "О состоянии производственного обучения в средней школе РСФСР", согласно которому школы должны были вернуться к 10 летнему сроку обучения, а обязательная профессиональная подготовка учащихся общеобразовательных школ упраздняется с 3-х лет до 2-х. В августе 1964 г. эти положения закрепляются Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР "Об изменении срока обучения в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением" , где отмечается:

Обязать ЦК компартий и Советы Министров союзных республик принять меры к надлежащей постановке производственного обучения учащихся старших классов средних школ и обеспечить укрепление и дальнейшее развитие материальной базы для их производственной подготовки на предприятиях, в совхозах и колхозах.

К 1966 году средние школы вернулись к 10-летниму сроку обучения, однако, хоть и были снижены часы производственного обучения учащихся старших классов средних школ, школьники продолжали принимать участие в общественно-полезном труде, выезжая на помощь своим "шефам" (думаю, многие помнят весенние прополки полей и осеннюю уборку урожая в близ лежащих хозяйствах, в прочем, в каждой местности общественно полезный труд имел свое выражение) .

Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

Реакцией многих читателей на заметку о платном образовании в СССР мы были даже не удивлены, а шокированы: злость, агрессия и нежелание слышать правду. Именно так ведут себя в разговорах с журналистами те, кто счел эту информацию клеветой на советское прошлое.

Те, для кого воспоминания о временах СССР остались исключительно приятными, и такой негатив, как оплата за обучение в школе, просто не вписывается в эту идеальную картинку. Мы не будем никого ни в чем переубеждать, а предоставим факты. На этом в данной теме мы поставим точку.

Дословная цитата

«№27 от 26 октября 1940 года. Постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:

1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.

2. Установить для учащихся 8 - 10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:

а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик - 200 рублей в год;

б) во всех остальных городах, а также селах - 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8 - 10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.

1. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:

а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;

б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, - 300 рублей в год…

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В.Молотов

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов

Если ориентироваться на среднюю номинальную заработную плату рабочих и служащих в 1940 году - около 300 рублей в месяц - то сумма оплаты за обучение в школе и вузе была установлена нечрезмерная (от 12 до 16 рублей в месяц). Однако и она оказалась для многих непосильной, что многим не дало возможности продолжить образование после 7-го класса. Кстати, колхозники тогда вообще зарплаты не получали - работали за трудодни, выживая за счет своих приусадебных участков.

Пишут очевидцы

Уважаемая редакция газеты «Ва-банкъ»! Я свидетельствую о том, что платное образование было. Когда я в сентябре 54-го пошла в 8-й класс нашей деревенской школы, мне платить было не надо только по той причине, что мой отец был расстрелян немцами. Я младшая, а было у нас у мамы пять дочерей. Мы все, в том числе и дети, поднимали разрушенное войной село. Пенсию за расстрелянного в 42-м году отца назначили только в 49-м, и то на двоих детей. Жить стало чуть легче. Мама перестала ходить просить милостыню в дальние деревни (стыдно было встретить знакомых), чтобы прокормить нас. А налоги платили до копеечки. За все, что вырастили - налоги, и даже за деревья в саду. Среднюю школу я окончила одна, хотя и не надо было платить нашей семье. Очень-очень трудно было жить в колхозе. Только поступив в высшее или среднее специальное заведение, можно было получить паспорт.

Любовь Паульская.

Спасибо вам за газету, которая приносит нам не только полезную информацию, но и печатает эмоциональные статьи. Есть что почитать, принять к сведению, использовать в жизни. Не могу удержаться, чтобы не высказаться по поводу платного образования. Я одна из тех, кто платил за обучение в 8 - 10 классах (это было в 1947 - 50 годах) в г. Луза Кировской области. А жили мы с мамой неподалеку в поселке лесозаготовителей, откуда приходилось уезжать на неделю и жить на чужой квартире.

Из четырех 5-х классов (а в каждом из них было по 30 - 35 человек) к 10-му пришли всего 12 человек… Уважаемая редакция! Если еще будут обвинять в том, что такого платного обучения не было в СССР, то предложите им мой телефон, я подробно расскажу о тех годах.

Я вспоминаю, как в 9-м классе как-то меня миновала плата за учебу, зато в 10-м, накануне экзаменов, классный руководитель сообщила, что меня не допустят к экзаменам, если не внесем плату за два года. Домой я не поехала, знала, что там таких денег нет - семья без отца, пенсию на троих детей маме не платили (отец умер дома от болезни). Но и в школу не пошла. Днем пришла к хозяйке классная (я спряталась за печку), стала убеждать, что надо мне вернуться в школу, что можно что-нибудь продать, чтобы заплатить. А еще предположила, что кто-то из учителей заплатит за меня. Я не выдержала. Вышла и говорю: «Если у государства нет денег заплатить за мою учебу - я не вернусь!» Кончилось тем, что меня позвали на экзамены. Сдала, но до последней минуты не верила, что мне выдадут аттестат. Выдали. Но я так до сих пор и не знаю, как это устроилось.

Моя девичья фамилия Наумова, зовут Елена Ивановна, сейчас мне 77 лет.

Уважаемая редакция! Расскажу вам свою историю. В 49-м году я закончила семь классов (жили мы в Слуцком районе). Чтобы учиться в 8-м, надо было платить 150 рублей в год (взносы по 75 рублей в сентябре и в январе). Мои родители работали в колхозе на трудодни и сразу в сентябре заплатить не могли (надо было что-то продать из хозяйства). И классный руководитель на каждом уроке поднимал меня и спрашивал, когда принесу деньги. Но все же из школы не исключили.

В 52-м году я окончила десятилетку и поступила в белорусский политехнический институт им. Сталина. Учеба в вузе тоже была платная. Первую стипендию я получила 295 руб., но мне выдали только 95, остальное вычли за обучение. Также было и в январе 53-го после сдачи сессии. За тех, кто не получал стипендии, плату вносили родители. Кстати, дети учителей за обучение в 8 - 10 классах от платы освобождались.

Нина Григорьевна Тикач.

Бесплатное, доступное для всех образование является одним из основных достоинств Советской власти, как в глазах ее сторонников, так и противников. Однако в свое время активно распространяли информацию, о том, что даже в СССР было платное образование, введенное при Сталине.

Это вызвало яростные споры, при которых многие положительно относящиеся к Сталину и СССР граждане, активно отрицали сам факт подобного. Однако как показывает анализ исторических источников, при Сталине, в 1940 году действительно было установлена частичная платность обучения.

Постановление № 638

Речь идет о вполне официальном решении руководства СССР, подписанном Председателем Совета Народных комиссаров (СНК) В. Молотовым. Постановление № 638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка начисления стипендий» вышло в октябре 1940 года, незадолго до войны и было отменено Постановлением Совета Министров СССР в июне 1956 года.

Согласно этому решению правительства СССР, в 8,9 и 10 классах средних школ (а также техникумов, училищ и других средних учебных заведений) и ВУЗов была введена плата за обучение. Для школ и техникумов эта плата составляла в большинстве городов и сел - 150 рублей в год, для Москвы и Ленинграда, столиц ССР - 200 рублей. Для ВУЗов столичных городов (и Ленинграда) - 400 рублей в год, для остальных ВУЗов - 300 рублей.

Причины введения платы за обучение

Причины подобного решения, учитывая, что до этого советская власть ударными темпами проводила политику распространения всеобщего образования, просвещения и грамотности для населения СССР, были весьма прозаичны и изложены в самом Постановлении.

Хотя для того, чтобы понять истинный смысл решения, нужно взглянуть на его исторический контекст. СНК в своем решении прямо указывает, что в связи с возросшим уровнем благосостояния граждан СССР и одновременно с высокими расходами на строительство, на непрекращающееся развитие огромной сети высших и средних учебных заведений, советское государство решило возложить часть расходов и на самих граждан.

На деле это означает, что достигнув определенного, очень высокого по сравнению с послереволюционными годами уровня образования и грамотности среди населения, совершив грандиозный рывок в развитии промышленности, науки и образования непосредственно перед войной, СССР слишком сильно потратился на эту беспрецедентную модернизацию всей страны.

Руководство страны, по всей видимости, ясно осознавая, что необходимый для подготовки к войне и индустриализации уровень образования советских граждан достигнут, выращен огромный слой советской интеллигенции, способной обеспечить нужды страны, решило сэкономить средства на дальнейшее ударное развитие образовательной системы, направив их на текущие нужды. А текущие нужды СССР в 1940 году, означали подготовку страны к неизбежной большой войне.

Это был более, чем оправданный шаг для достаточно бедного государства, напрягавшего все силы и ресурсы для выживания. В своем рывке 1930-х годов СССР достиг определенного уровня развития системы образования, обеспечивавшего текущие прагматические потребности выживания страны и дальнейшее развитие этой системы исключительно за счет государства, проходило по части скорее «излишков», на которые в тех условиях не было ресурсов.

Посильная ноша для населения

По итогам этого решения и последующей трагедии Великой Отечественной войны произошло некоторое торможение ударных темпов распространения общедоступного образования. Надо отметить, что оно было временным, и отказ от мер по введению платного обучения произошел сразу же после окончания войны и послевоенного периода восстановления страны.

Как только оправившееся государство могло позволить себе развитие отраслей, связанных не только с потребностями текущего выживания, оно сразу же это сделало. При этом нужно понимать, что платное образование с 1940 по 1956 годы не было аналогом отсекающего от образовательных услуг и знаний европейского платного, элитарного высшего и среднего образования.

Как указывают историки и исследователи советского периода, сумма в 150 рублей в год для школ и средних учебных заведений и 300 рублей в год для ВУЗов большинства городов и сел страны не была чем-то неподъемным.

Историки сообщают, что средняя зарплата рабочего в 1940 году составляла 300-350 рублей в месяц. Тогда как суммы в 300-400 рублей за обучение в ВУЗах, предназначались на годовое обучение. Даже если указанная средняя зарплата, так или иначе, завышена, и в реальности рядовой рабочий или крестьянин мог получать всего 200 или даже 100 рублей в месяц, все равно, указанные цены за обучение не выглядят неподъемными.

Да, для населения бедной страны эти деньги были совсем не лишним, и далеко не все семьи имели хорошие зарплаты. К примеру, для крестьянства эти меры действительно создавали серьезные проблемы в социальной мобильности. Однако, тут надо понимать, что советская власть сознательно долгое время сдерживала возможности горизонтальной мобильности жителей сел, удерживая их в колхозах.

При этом введение платы не отсекало некоторых других путей получения бесплатного образования, например, в военных учебных заведениях, и в течение всего периода «сталинского платного образования», несмотря на войну и послевоенное восстановление, происходило развитие образовательной системы страны.

Объективно, безотносительно политических оценок советской власти, введение платного образования в тяжелейших условиях было абсолютно оправдано и не стало непреодолимым барьером, разделяющим разные слои населения по уровню дохода в вопросе получения образовательных услуг.

Надо отметить, что несмотря на мифы, во многом сформированные пропагандой, по-настоящему социальное государство в СССР было построено далеко не сразу, что в тех исторических условиях было совершенно естественно. На пути к достаточно сытой и спокойной жизни советского гражданина 1960-1970 годов, СССР прошел периоды лишений и самоограничений. Чуть больше 15 лет платного образования были далеко не самой суровой мерой в эти годы мобилизации и аскетизма.

По итогам этого решения и последующей трагедии Великой Отечественной войны произошло некоторое торможение ударных темпов распространения общедоступного образования. Надо отметить, что оно было временным, и отказ от мер по введению платного обучения произошел сразу же после окончания войны и послевоенного периода восстановления страны.

Как только оправившееся государство могло позволить себе развитие отраслей, связанных не только с потребностями текущего выживания, оно сразу же это сделало. При этом нужно понимать, что платное образование с 1940 по 1956 годы не было аналогом отсекающего от образовательных услуг и знаний европейского платного, элитарного высшего и среднего образования.

Как указывают историки и исследователи советского периода, сумма в 150 рублей в год для школ и средних учебных заведений и 300 рублей в год для ВУЗов большинства городов и сел страны не была чем-то неподъемным.

Историки сообщают, что средняя зарплата рабочего в 1940 году составляла 300-350 рублей в месяц. Тогда как суммы в 300-400 рублей за обучение в ВУЗах, предназначались на годовое обучение. Даже если указанная средняя зарплата, так или иначе, завышена, и в реальности рядовой рабочий или крестьянин мог получать всего 200 или даже 100 рублей в месяц, все равно, указанные цены за обучение не выглядят неподъемными.

Да, для населения бедной страны эти деньги были совсем не лишним, и далеко не все семьи имели хорошие зарплаты. К примеру, для крестьянства эти меры действительно создавали серьезные проблемы в социальной мобильности. Однако, тут надо понимать, что советская власть сознательно долгое время сдерживала возможности горизонтальной мобильности жителей сел, удерживая их в колхозах.

При этом введение платы не отсекало некоторых других путей получения бесплатного образования, например, в военных учебных заведениях, и в течение всего периода «сталинского платного образования», несмотря на войну и послевоенное восстановление, происходило развитие образовательной системы страны.

Объективно, безотносительно политических оценок советской власти, введение платного образования в тяжелейших условиях было абсолютно оправдано и не стало непреодолимым барьером, разделяющим разные слои населения по уровню дохода в вопросе получения образовательных услуг.

Надо отметить, что несмотря на мифы, во многом сформированные пропагандой, по-настоящему социальное государство в СССР было построено далеко не сразу, что в тех исторических условиях было совершенно естественно. На пути к достаточно сытой и спокойной жизни советского гражданина 1960-1970 годов, СССР прошел периоды лишений и самоограничений. Чуть больше 15 лет платного образования были далеко не самой суровой мерой в эти годы мобилизации и аскетизма.